Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки». Муса сказал: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный» (сура «Ибрахим», аяты 7-8).
Это божественное изречение является частью повествования о той борьбе, которую вел пророк Муса (а.с.) – одно из главных звеньев в родословной цепи пророков. Изнывавшие под игом Фараона и превратившиеся в рабов сыны Исраиля были спасены пророком Мусой (а.с.) и обрели свободу благодаря помощи Аллаха. Но несмотря на это, они очень скоро забыли то добро, которое оказал им благословенный Муса (а.с.), и взбунтовались против него. По этой причине прозвучала угроза о Господнем наказании для этого народа. Из этого грозного предупреждения Священного Корана, адресованного сынам Исраиля, которые проявили большую неблагодарность за предоставленные им блага, мы тоже должны извлечь необходимые уроки. Ведь по сути в этом и заключается основная цель всех приводимых в Коране повествований.
История пророков в определенной мере состоит из рассказов о борьбе тех, кто выражает свою благодарность Аллаху против неблагодарных. Наш великий Господь дал нам право выбора между вознесением благодарности Аллаху и проявлением неблагодарности по отношению к Нему (сура «Инсан», 76:3). Но вместе с тем Господь пожелал: «Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура «Бакара», 2:152). Также Аллах возвестил о воздаянии тем, кто благодарен (сура «Камер», 54:35). Каким образом мы должны проявлять свою благодарность Аллаху – вот главный вопрос, над которым мы должны задуматься. Однако прежде нужно ответить еще на один вопрос: почему мы должны проявлять благодарность?
Как нам известно, мы вежливо говорим друг другу «спасибо» в знак признательности за сделанное нам добро. Также и вознесение благодарности Аллаху (шукур) является проявлением признательности нашему Господу, сотворившему нас из ничего и одарившему нас неисчислимыми благами (сура «Нахль», 16:18). Следовательно, вознося благодарность нашему Создателю, мы признаем Его источником всех благ. Однако эта признательность достигает цели только тогда, когда мы с благодарностью поминаем имя Аллаха, одарившего нас этими благами.
Наш великий Господь показал и то, как нам следует выражать эту признательность. Он возвестил о том, что только поклоняясь Ему, мы можем считаться проявляющими свою благодарность: «…И будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (сура «Бакара», 2:172). Наш Пророк (ﷺ), будучи любимейшим рабом Господа, никогда не пренебрегал проявлением благодарности к Аллаху. Он стремился быть благодарным рабом Господа и ради этого ночи напролет выстаивал намаз, так что даже ноги у него опухали. (Бухари, «Книга о дополнительной молитве во время рамазана», 6). Из такого поведения Святого Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) мы должны извлечь следующий урок:
Мы благодарим Аллаха не ради достижения райских благ, которыми одарит нас Господь, а за бесчисленные блага, предоставленные нам в этом мире. Наряду с водой, воздухом, солнцем и землей заслуживает нашей благодарности и все то, чем мы пользуемся и владеем, включая наше собственное тело.
За каждое благо, которое у нас есть, мы должны стараться проявлять благодарность нашему Господу посредством того же блага. Например, если у нас появились большие доходы и мы разбогатели, то показать свою признательность Господу за это сможем, тратя часть заработанных нами средств на благотворительность. Наши дети – это тоже милость Аллаха к нам. В благодарность Господу за них мы должны воспитать своих детей добрыми и хорошими людьми. Помимо этого, совершение намаза станет благодарностью нашего тела, а пост в месяце рамазан будет означать нашу признательность за еду и питье, предоставленные нам Господом в течение года.
Понятия благодарности и неблагодарности составляют абсолютную противоположность друг другу. Благодарность означает прежде всего умение распознавать и ценить все те блага, которые мы получаем от нашего Господа, а затем исполнять то, чего требует такое осознание. И наоборот, быть неблагодарным – значит не признавать блага, предоставленные нам Господом, пренебрегать ими, не придавать им должного значения. Следующим шагом после этого будет непризнание Аллаха или Его отрицание, что уже является неверием, противоположностью имана.
Как люди верующие, мы должны хорошо понимать, что в ответ на нашу благодарность Аллах одарит нас еще большим. Одарит и в этом мире, и в ахирате. А в том случае, если мы будем демонстрировать неблагодарное поведение в ответ на Господние милости, то нас непременно будет ожидать суровое наказание.
Islam-Today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!