Сунной является не завидовать тому, что имеют другие люди, и спокойно относиться к тому, что у тебя нет всего этого.
Человек, поступающий таким образом, будет любим всеми. Он не станет отвечать с лихвой на любое причиненное ему зло. Если собственный нафс начнет подталкивать его к этому, то он воспротивится. В хадисе сказано: «Отвечать людям добром является благодеянием» (Ибн Адий «Камил», 8/484; Ибн Хиббан, 471; Таберани, Авсат, 463).
В другом хадисе сказано: «Мне было велено отвечать людям добром и исполнять фарды» (Ибн Адий «Камил», 2/170).
Абу Дарда (р.а.) говорил по этому поводу: «Отвечать людям добром означает с улыбкой смотреть людям в лицо, хотя в душе этого не желаешь» (Абу Нуайм «Хилия», 1/222; Ибн Аби ад-Дунья «Аль-Мударат», 19).
Наш Господь говорит: «Они добром отталкивают зло» (Раʼд, 12). Это означает, что на зло они отвечают добром, хотя в душе это им не нравится. Некоторые комментаторы истолковали данный аят именно так. Хафиз Ширази говорит: «Душевный покой и общественный порядок заключены в правильном понимании этих двух фраз: «Умей быть любезным с друзьями и сдержанным с врагами».
Для спасения от людского зла, надо мягко разговаривать с другими и относиться к ним с уважением. Мать правоверных досточтимая Аиша (р.а.) поведала: «Один человек попросил у Посланника (с.а.с.) разрешения, чтобы войти. Наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Позвольте ему, пусть войдет. Он – плохой брат из кочевого племени».
Наш Пророк (с.а.с.) очень мягко разговаривал с этим человеком, хорошо к нему отнесся. Я подумала, что этот человек занимает особое место рядом с Посланником (с.а.с.). Когда он вышел, я спросила:
- О, посланник Аллаха! До того, как он вошел, Вы говорили про него, что и следовало сказать. Когда же он вошел, Вы хорошо отнеслись к нему. В чем же смысл этого?
Посланник (с.а.с.) соизволил ответить:
- Эй, Аиша! В Судный день перед Аллахом наихудший из людей тот, которого люди отвергли из-за его злодеяний».
В предании говорится, что милостыня оберегает честь мумина. Мухаммад б. Ханафия говорил: «Неразумны те, у кого плохие отношения с окружающими его людьми». Мусанниф так говорит по этому поводу: «Надо отражать своим хорошим отношением тот вред, который тебе могут нанести враги». Иса (а.с.) говорил: «Терпеливо переносите притеснения безумца, чтобы обрести в десять раз больше» (Аз-Зарнуджи «Таʼлимуʼль Мутеаллим», с. 37).
Если ругать или проклинать угнетателя, то это не облегчит для него наказание в ахирате (Муслим, № 2608, от Ибн Масуда).
Говорят, что в Инджиле написано следующее: «О, сын Адама! Когда ты сердишься, вспомни Меня, чтобы в момент гнева Я тоже вспомнил тебя. Будь доволен той помощью, которую Я тебе окажу. Это лучше, чем та помощь, которую ты окажешь себе» («Шарх-и Хутаб»). То есть человек не должен мстить угнетателю, проклиная его, он должен молиться Аллаху, чтобы тот исправился.
Один человек пришел к Абу Хурайре (р.а.) и спросил у него:
- Ты Абу Хурайра?
- Да, – ответил Абу Хурайра (р.а.).
- Значит, это ты тот человек, который украл траву для изготовления красок.
После этих слов Абу Хурайра (р.а.) взмолился:
- Йа Рабби! Если этот человек говорит правду, помилуй меня. Если же он говорит неправду, то помилуй его.
Затем Абу Хурайра (р.а.) произнес: «Посланник (с.а.с.) велел нам так просить прощения за тех, кто совершает несправедливость (Аль-Халиса).
Надо мягко обращаться с людьми, несмотря на все зло, что они тебе причинили. Лукман (а.с.) говорил так: «Три вещи познаются благодаря этим трем вещам:
1. В гневе познается мягкость человеческого характера.
2. На войне познается его мужество и героизм.
3. В нужде познается истинность его дружбы.
Одного человека с мягким характером однажды побили. Он не рассердился, не стал отвечать тем же.
- Почему ты не разгневался? – спросили у него. Он же ответил:
- Того человека я поставил в место камня, об который я ударился ногой.
Махмуд аль-Варрак (р.а.) говорит: «Я считал своим долгом хорошо относиться к виновным. Человек бывает одним из троих: или достойный, или низкий, или нормальный. Когда встречаю человека, обладающего более высоким достоинством по сравнению со мной, я закрываю глаза на его вину. Что же касается человека низкого, то перед ним я замолкаю. И так оберегаю свою честь и достоинство. А если говорить о таком же нормальном человеке, как я сам, то также не буду смотреть на его недостатки и буду прощать. Ведь прощающие всегда обладают преимуществом».
Иса (а.с.) однажды проходил мимо группы иудеев, которые что-то ему сказали, ища повода для ссоры. А Иса (а.с.) отвечал им по-доброму.
- Почему ты так поступаешь? – спросили у него.
- Каждый отдает то, что имеет, – ответил Иса (а.с.)
У Ибрахима б. Адхама (р.а.) спросили:
- Радовался ли ты хоть раз чему-либо в этом мире?
Ибрахим б. Адхам (р.а.) ответил:
- Да, случалось два раза. Первый раз – это когда я сидел, подошел кто-то и помочился на меня. Во второй раз я тоже сидел, кто-то подошел и дал мне пощечину.
Маʻруф-и Кархи (р.а.) однажды собирался брать тахарат. Он положил мусхаф, который держал в руках, и снял пальто. В это время подошла какая-то жещина и забрала его мусхаф и пальто. Когда женщина стала удаляться, Маʻруф-и Кархи (р.а.) крикнул ей вслед:
- Эй, женщина! Я – Маʻруф-и Кархи. Есть ли у тебя сын, который будет читать мусхаф?
- Нет у меня сына, – ответила женщина.
- Есть ли у тебя муж? – спросил Маʻруф-и Кархи (р.а.).
- Мужа у меня тоже нет, – сказала женщина.
- Если так, то верни мне мой мусхаф, а пальто пусть остается у тебя, – промолвил Маʻруф-и Кархи (р.а.).
Как-то раз одна женщина так обратилась к Малику б. Динару (р.а.): «Эй, показушник!» Малик сказал на это:
- Эй, женщина! Ты нашла моё имя, утерянное жителями Басры.
Ибрахим б. Адхам (р.а.) шагал по пустыне, как ему встретился один воин и спросил:
- Где город?
Ибрахим б. Адхам (р.а.) вместо города показал тому человеку кладбище. Тот вооруженный человек сильно разгневался и, ударив Ибрахима б. Адхама (р.а.) по голове, ранил его. Когда воин прошел немного дальше, кто-то вышел ему навстречу и крикнул:
- Что ты наделал!? Тот человек, которому ты нанес рану по голове, это один из захидов (аскетов) Хорасана Ибрахим б. Адхам (р.а.).
Воин тотчас вернулся и попросил прощения за содеянное им. Ибрахим б. Адхам (р.а.) сказал воину:
- Когда ты ударил меня, я попросил за тебя у Всевышнего.
- Почему же Вы так сделали? – спросил воин.
- Когда ты ударил меня, я понадеялся получить за это саваб, и поэтому не хотел, чтобы ты сделал для меня что-то доброе, и не хотел сам причинить тебе зло.
Абу Абдуррахман Хайят (р.а.) занимался портновским ремеслом. У него был один постоянный клиент из огнепоклонников.
Каждый раз, делая какой-нибудь заказ, он расплачивался вышедшими из оборота деньгами. В один из дней в лавке портного оказался лишь один подмастерье. Явился тот огнепоклонник и снова предложил в оплату за полученный заказ вышедшие из оборота деньги. Но подмастерье не согласился на это, и язычник был вынужден расплатиться настоящими деньгами.
Когда Абу Абдуррахман Хайят (р.а.) вернулся в лавку, подмастерье рассказал ему, что произошло между ним и огнепоклонником. Абу Абдуррахман Хайят (р.а.) сказал своему подмастерью:
- Нехорошо ты сделал. Он всегда так поступал со мной, и я в ответ лишь терпел и забирал у него вышедшие из оборота деньги, чтобы он не обманывал других, а затем бросал эти деньги в колодец («Шарх-и Хутаб»).