Как научиться не только не обижаться, но извлекать из обиды пользу?

Обида может быть эмоцией, а может быть и поступком. Сначала она возникает внутри нас как эмоциональная реакция на чьи-то слова или действия. Мы недовольны, как с нами обошлись, поэтому мы обижаемся – дуемся, молчим, переживаем. И это уже обида-поступок.

Вопрос различения чувств и действий важен с точки зрения ответственности – за что она есть, за что её нет. Человек бывает не в состоянии контролировать свою первую и мгновенную реакцию на что-либо. Потому что тогда срабатывают его психо-физические особенности, врождённый темперамент, внутренние установки и пр.

Однако, затем наступает момент выбора (а значит, и ответственности) – обижаться или нет. Этот важный для души момент обычно незаметен, его легко пропустить, если не быть готовым.

Как же научиться не только не обижаться, но извлекать пользу из обиды?

Вот несколько советов:

1. Вспомнить.

Полезно просто вспомнить, когда в последний раз мы сами кого-то обидели? Возможно, совсем недавно? Скорее всего, мы никому не хотели наступить на больную мозоль, но так вышло – в запале спора, от неудачной шутки, по невнимательности… Как правило, осознав, что случилось, мы переживаем и чувствуем неловкость.

Таким образом, вспомнив себя, нам легче не обидеться на другого.

2. Принять.

Часто мы не успеваем или не умеем задуматься глубже, ориентируемся только на то, что лежит на поверхности. Так происходит и с обидами – мы видим людей, которые нас обидели, анализируем их слова и поступки.

Но ведь окружающие люди существуют не сами по себе. Они приходят в нашу жизнь по Велению Аллаха. Он - Единственный знает всё (!), в том числе, какая была надобность в чьём-то задевшем нас поведении.

Поэтому, вопреки желанию обидеться, здоровее будет принять ситуацию как посланную Наимудрейшим Аллахом нам на пользу. Ведь: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари).

3. Разобраться.

Этот пункт вытекает из предыдущего, т.к. принимая обидную ситуацию, как совсем не случайную, а данную Аллахом, мы можем попытаться разобраться, в чём ее смысл, чему она должна нас научить?

Возможно, мы столкнулись с тем, что обычно сами транслируем людям, но в другой форме. Тогда это – призыв пересмотреть своё поведение с окружающими. Возможно, нам отказали в просьбе (что нередко кажется обидным). Тогда это – напоминание, о том, у Кого надо просить и от Кого ждать истинной помощи.

Могут быть и другие варианты обиды как урока. Главное, постараться этот урок извлечь. И тогда желание обижаться или ослабнет, или даже не возникнет.

4. Помочь.

Кому и как помочь? Себе и обидчику – через прощение. Известно, что Пророк Мухаммад, мир ему, прощал людей до того, как они просили прощения. Если следовать его примеру, то можно научиться прощать прежде, чем успеешь обидеться.

Профилактическая польза от умения прощать давно подтверждена: нормализуется сердечная деятельность, повышается стрессоустойчивость, укрепляется иммунитет, поддерживается положительный эмоциональный фон.

Но главное, простив, во Имя Аллаха, мы проявляем великодушие – освобождаем обидчика. От чего? Очень от много и самое важное – от страшного расчёта в Судный День, когда взаимоотношения между людьми будут регулироваться посредством их грехов и добрых дел. Обидчик станет лишаться своих хасанатов (накопленных вознаграждений) в пользу тех, кого он обидел, а также приумножать свои грехи за счёт перехода к нему их грехов.

По сути, прощением обидчика в этой жизни мы уменьшаем ему мучения на Том Свете. При этом и сами оказываемся в выигрыше, т.к. Аллах ручается не оставить нашу щедрость без награды: «…Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников…» (Сура «Аш-Шура», 42:40).

Некоторые из наград Аллаха разъяснены в хадисах Пророка, Мир ему:

«Аллах возвеличивает того, кто прощает других ради Аллаха» (Муслим).

«Прощайте и будете прощены» (Ахмад ибн Ханбал).

Словом, для людей в прощении очевидная польза – духовная и физическая. Это Милость Аллаха. Неудивительно, что она, как и другие Блага Аллаха не даётся всем поровну. Нередко людям бывает трудно простить (даже, если умом они понимают такую необходимость), т.к. бунтует нафс, противодействует шайтан.

Однако, последуем совету Пророка, Мир ему, просить у Аллаха помощи в том, что нам на пользу, ибо: «Господь ваш сказал: «Обращайтесь с мольбою ко Мне — и Я вам обязательно отвечу» (сура «Гафир», 40:60).

Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle