Почему исраф является скверным качеством?

Богатство является милостью от Аллаха Всевышнего и пашней для вечной жизни. Так как благодаря этому человек имеет средства существования.

Благодаря богатству можно исправить мирские дела и достичь счастья в ахирате; благодаря ему совершается хадж, ведется борьба с неверующими и поддерживается физическое здоровье. Так как здоровое тело является верховым животным всех достоинств и добродетелей.

Имущество является средством совершения поклонения. Так как еда, одежда и место жительства, все это приобретается за деньги.

Наличие имущества защищает человека от позора попрошайничества, и способно возвысить человека до степени раздающих садака. Наличие имущества так же помогает поддержанию и укреплению родственных связей.

Благодаря богатству оплачиваются долги бедных, удовлетворяются их нужды, они избавляются от печали и грусти, и из сердца обретают успокоение.

Наличие материального достатка позволяет строить мечети, школы, каравансараи, мосты и другие вещи, представляющие пользу для людей.

Самым благим из людей является тот, кто приносит пользу другим людям. Как мы уже говорили ранее, работать и зарабатывать ради того, чтобы расходовать заработанные средства на благие цели, является большей добродетелью, чем полностью посвятить себя поклонению, не принося пользы другим людям.

Благодаря материальным средствам можно достичь высочайшей степени добродетели.

В риваяте, переданном от Абу Кабши (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:

عَبْدٌ رَزَقَهُ اللَّهُ تَعَالَى مَالًا وَ عِلْمًا وَ هُوَ يَتَّقِي فِيهِ رَبَّهُ وَ يَصِلُ فِيهِ رَحِمَهُ و يَعْلَمُ لِلَّهِ فِيهِ حَقًّا فَهَذَا بِأَفْضَلِ الْمَنَازِلِ

«Если раб, которого Аллах Всевышний наделил богатством и знанием, будет в этом (в обладании богатством и знанием) страшиться своего Господа и поддерживать родственные связи, помня о праве Аллаха (в дарованном ему богатстве и знании), то это будет высочайшей степенью добродетели» (Тирмизи, Зюхд, 17).

В хадисе, переданном от Ибн Масуда (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:

لَاحَسَدَ اِلَّا فِي اثْنَتَيْنِ رَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ تَعَالَى الْحِكْمَةَ فَهُوَ يَقْضِي بِهَا وَ رَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ مَالًا فَسَلَّطَهُ عَلَي هَلَكَتِهِ فِي الْحَقِّ

«Не завидуйте никому, за исключением двух случаев: когда человек выносит решение на основании мудрости, которую ему даровал Аллах Всевышний; и когда человек расходует на пути истины имущество, дарованное ему Аллахом» (Бухари, Ильм, 15; Муслим, Салятуль-Мусафирин, 47).

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ однажды сказал Амру ибн Асу (радыйаллаху анху):

نِعْمَ الْمَالُ الصَّالِحُ لِلرَّجُلِ الصَّالِحِ

«Как прекрасно праведное имущество для праведного человека» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 4/197).

Это интересно: Как определить границу, после которой начинается исраф?

Сообщается, что когда посланник Аллаха ﷺ делал дуа для Анаса ибн Малика (радыйаллаху анху), то в конце сказал:

أَللَّهُمَّ أَكْثِرْ مَالَهُ وَ وَلَدَهُ وَ بَارِكْ لَهُ فِيهِ

«О, Аллах! Увеличь его благосостояние и его потомство, и сделай их благословенными для него» (Бухари, Даават, 26; Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 32).

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал Ка`бу ибн Малику (радыйаллаху анху) который хотел все свое имущество раздать в качестве садака:

أَمْسِكْ بَعْضَ مَالِكَ فَهُوَ خَيْرٌ لَكَ

«Часть своего имущества оставь себе. Так будет лучше для тебя» (Бухари, Тафсир, 17).

Все эти хадисы приводятся в сборниках достоверных хадисов.

Категории исрафа:

Знай, что исраф — это бесполезное как с точки зрения религии, так и с точки зрения мирской жизни, расходование имущества и фактическая его потеря. Как в нижеследующих примерах:

Важно знать: Тратить деньги на своё хобби – расточительство?

Так же существуют и скрытые формы исрафа, о которых необходимо предупреждать. К таковым относятся:

В риваяте, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ приказывал облизывать тарелки и пальцы рук после еды.

В другом риваяте говорится:

اِنَّ الشَّيْطَانَ يَحْضُرُ أَحَدَكُمْ عِنْدَ كُلِّ شَيْئٍ مِنْ شَأْنِهِ حَتَّي يَحْضُرَهُ عِنْدَ طَعَامِهِ فَاِذَا سَقَطَتْ لُقْمَةُ أَحَدِكُمْ فَلْيَأْخُذْهَا فَلْيُمِطْ مَاكَانَ فِيهَا مِنْ أَذًي وَلْيَأْكُلْهَا وَ لَا يَدَعْهَا لِلشَّيْطَانِ فَاِذَا فَرَغَ فَلْيَلْعَقْ أَصَابِعَهُ فَاِنَّهُ لَا يَدْرِي فِي أَيِّ طَعَامِهِ الْبَرَكَةُ

«Поистине шайтан присутствует при каждом вашем деле и даже во время еды. Если кто-то из вас во время еды уронит кусок на пол, то пусть поднимет его, очистит и съест, не оставляя шайтану. И пусть каждый из вас после еды оближет свои пальцы. Так как человек не знает где именно в еде, находится баракят (благословение)» (Муслим, Ашриба, 18).

Влияние исрафа на нафс
Именно нафс толкает к исрафу. Желание жить на широкую ногу и нежелание испытывать напряжение от недостатка приводят человека к беспечности. Некоторые думают: «Зачем ущемлять себя, экономя, когда ты можешь позволить себе лёгкую жизнь?»
05.08.2020
5651

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle