Почему исраф является скверным качеством?
Богатство является милостью от Аллаха Всевышнего и пашней для вечной жизни. Так как благодаря этому человек имеет средства существования.
Благодаря богатству можно исправить мирские дела и достичь счастья в ахирате; благодаря ему совершается хадж, ведется борьба с неверующими и поддерживается физическое здоровье. Так как здоровое тело является верховым животным всех достоинств и добродетелей.
Имущество является средством совершения поклонения. Так как еда, одежда и место жительства, все это приобретается за деньги.
Наличие имущества защищает человека от позора попрошайничества, и способно возвысить человека до степени раздающих садака. Наличие имущества так же помогает поддержанию и укреплению родственных связей.
Благодаря богатству оплачиваются долги бедных, удовлетворяются их нужды, они избавляются от печали и грусти, и из сердца обретают успокоение.
Наличие материального достатка позволяет строить мечети, школы, каравансараи, мосты и другие вещи, представляющие пользу для людей.
Самым благим из людей является тот, кто приносит пользу другим людям. Как мы уже говорили ранее, работать и зарабатывать ради того, чтобы расходовать заработанные средства на благие цели, является большей добродетелью, чем полностью посвятить себя поклонению, не принося пользы другим людям.
Благодаря материальным средствам можно достичь высочайшей степени добродетели.
В риваяте, переданном от Абу Кабши (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
عَبْدٌ رَزَقَهُ اللَّهُ تَعَالَى مَالًا وَ عِلْمًا وَ هُوَ يَتَّقِي فِيهِ رَبَّهُ وَ يَصِلُ فِيهِ رَحِمَهُ و يَعْلَمُ لِلَّهِ فِيهِ حَقًّا فَهَذَا بِأَفْضَلِ الْمَنَازِلِ
«Если раб, которого Аллах Всевышний наделил богатством и знанием, будет в этом (в обладании богатством и знанием) страшиться своего Господа и поддерживать родственные связи, помня о праве Аллаха (в дарованном ему богатстве и знании), то это будет высочайшей степенью добродетели» (Тирмизи, Зюхд, 17).
В хадисе, переданном от Ибн Масуда (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
لَاحَسَدَ اِلَّا فِي اثْنَتَيْنِ رَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ تَعَالَى الْحِكْمَةَ فَهُوَ يَقْضِي بِهَا وَ رَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ مَالًا فَسَلَّطَهُ عَلَي هَلَكَتِهِ فِي الْحَقِّ
«Не завидуйте никому, за исключением двух случаев: когда человек выносит решение на основании мудрости, которую ему даровал Аллах Всевышний; и когда человек расходует на пути истины имущество, дарованное ему Аллахом» (Бухари, Ильм, 15; Муслим, Салятуль-Мусафирин, 47).
Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ однажды сказал Амру ибн Асу (радыйаллаху анху):
نِعْمَ الْمَالُ الصَّالِحُ لِلرَّجُلِ الصَّالِحِ
«Как прекрасно праведное имущество для праведного человека» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 4/197).
Это интересно: Как определить границу, после которой начинается исраф?
Сообщается, что когда посланник Аллаха ﷺ делал дуа для Анаса ибн Малика (радыйаллаху анху), то в конце сказал:
أَللَّهُمَّ أَكْثِرْ مَالَهُ وَ وَلَدَهُ وَ بَارِكْ لَهُ فِيهِ
«О, Аллах! Увеличь его благосостояние и его потомство, и сделай их благословенными для него» (Бухари, Даават, 26; Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 32).
Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал Ка`бу ибн Малику (радыйаллаху анху) который хотел все свое имущество раздать в качестве садака:
أَمْسِكْ بَعْضَ مَالِكَ فَهُوَ خَيْرٌ لَكَ
«Часть своего имущества оставь себе. Так будет лучше для тебя» (Бухари, Тафсир, 17).
Все эти хадисы приводятся в сборниках достоверных хадисов.
Категории исрафа:
Знай, что исраф — это бесполезное как с точки зрения религии, так и с точки зрения мирской жизни, расходование имущества и фактическая его потеря. Как в нижеследующих примерах:
- Бросать предметы имущества в море, колодец или в огонь, откуда их уже невозможно будет извлечь и использовать.
- Портить свое имущество ломая его, разрезая или разрывая, делая его таким образом непригодным к использованию.
- Не собирать спелые фрукты и созревший урожай, позволяя ему сгнить.
- Оставлять животных или рабов без убежища во время жары или холода, а так же морить их голодом, оставляя без корма, еды, питья и одежды, и обрекая их тем самым на гибель.
Важно знать: Тратить деньги на своё хобби – расточительство?
Так же существуют и скрытые формы исрафа, о которых необходимо предупреждать. К таковым относятся:
- Небрежное хранение. Например, когда собранный товар, урожай или иной вид имущества из-за намокания или ненадлежащих условий хранения портится и приходит в негодность. Так же сюда можно отнести причинение вреда грызунами и насекомыми. В большинстве случаев подобное происходит с продуктами питания такими, как хлеб, мясо, сыр, лук, картошка или готовые блюда. Иногда могут испортится и сушеные продукты такие, как изюм, курага или финики. Так же под воздействием влажности или тех же самых грызунов, могут быть испорчены книги, ткани или одежда.
- Выбрасывать недоеденные остатки еды. Мыть посуду, ложки или руки, тщательно не облизав их. Не собирать крошки хлеба, упавшие на пол.
В риваяте, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ приказывал облизывать тарелки и пальцы рук после еды.
В другом риваяте говорится:
اِنَّ الشَّيْطَانَ يَحْضُرُ أَحَدَكُمْ عِنْدَ كُلِّ شَيْئٍ مِنْ شَأْنِهِ حَتَّي يَحْضُرَهُ عِنْدَ طَعَامِهِ فَاِذَا سَقَطَتْ لُقْمَةُ أَحَدِكُمْ فَلْيَأْخُذْهَا فَلْيُمِطْ مَاكَانَ فِيهَا مِنْ أَذًي وَلْيَأْكُلْهَا وَ لَا يَدَعْهَا لِلشَّيْطَانِ فَاِذَا فَرَغَ فَلْيَلْعَقْ أَصَابِعَهُ فَاِنَّهُ لَا يَدْرِي فِي أَيِّ طَعَامِهِ الْبَرَكَةُ
«Поистине шайтан присутствует при каждом вашем деле и даже во время еды. Если кто-то из вас во время еды уронит кусок на пол, то пусть поднимет его, очистит и съест, не оставляя шайтану. И пусть каждый из вас после еды оближет свои пальцы. Так как человек не знает где именно в еде, находится баракят (благословение)» (Муслим, Ашриба, 18).
Влияние исрафа на нафс
Именно нафс толкает к исрафу. Желание жить на широкую ногу и нежелание испытывать напряжение от недостатка приводят человека к беспечности. Некоторые думают: «Зачем ущемлять себя, экономя, когда ты можешь позволить себе лёгкую жизнь?»
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Фото: shutterstock.com
Читайте также:
-
Вопросы относительно посещения кладбищ
Уважаемый муфтий, у меня два вопроса относительно посещения кладбищ: можно ли женщинам посещать кладбища? И второй вопрос – я слышала, что на могилах нежелательно вырывать траву, потому что зеленые растения читают тасбих (Амина)
-
Расписание на уразу 2013 для Казани: время намаза, сухура и ифтара
Сегодня начался самый важный и почитаемый для мусульман месяц Рамадан. Во время священного месяца верующие уделяют большую часть времени чтению Корана и поминанию Аллаха (зикр). Кроме ежедневных пяти молитв, каждую ночь совершают таравих-намаз. В этом году Рамадан завершится 8 августа праздником Ураза-Байрам
-
Концепция "Ислам и татарский мир" (полностью)
-
10 красивейших мечетей Азии
В странах Азии проживают более 60% мусульман мира. Их архитектурное наследие - это уникальное сочетание нескольких культурных традиций...
-
Без этого никях будет недействительным
Никях становится достоверным при наличии иджаба (согласия) и кабуля (принятия). Иджаб и кабуль являются рукном никяха, то есть его основой. Иджаб – это предложение, то есть слова, произносимые в первую очередь, а кабуль – это согласие на сделанное предложение, то есть слова, произносимые во вторую очередь.
-
Любит ли Аллах неверующих, которые совершают добро?
Аллах Всевышний говорит в Коране: «Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (Али Имран 3/32). В данном аяте...
-
Если Аллах начинает испытывать любовь к одному из рабов...
Сахил бин Салих передал от своего отца, он от Абу Хурайры, а он от Посланника Аллаха (мир ему): «Поистине, Пророк(мир ему) сказал: «Поистине, если Аллах начинает испытывать любовь к кому-нибудь из рабов, Он призывает ангела Джибриля (мир ему) и говорит: «Поистине, Я люблю такого-то раба, возлюби же и ты его!» И Джибриль (мир ему) начинает испытывать любовь к нему, а потом он обращается к обитателям небес со словами: «Поистине, ваш Господь любит такого-то человека, возлюбите же и вы его!»
-
Как правильно понять аят «Мы создали небеса и землю за шесть дней»?
В Коране имеется несколько аятов, в которых сообщается о том, что Аллах Всевышний сотворил небеса и землю за шесть дней. Например: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился над водой, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (Худ 11/7). В другом аяте говорится: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем совершил истава на Трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (аль-Араф 7/54).