Предопределение и свобода выбора

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

 

«Вы стремились к благам в ближайшей жизни, а Аллах желает
для вас вечных благ в будущей жизни, если вы возвышаете
Истину Аллаха и не обращаете внимания на услады земного мира.
Поистине, Аллах Всемогущ и Мудр! Он направляет все ваши дела вам на пользу»
(сура «аль Анфаль», «Трофеи», аят 67)

Все пророки, включая Ибрагима, Мусу, Ису и Мухаммада, мир им и благословение Аллаха, учили тому, что в зависимости от того, примут ли люди истинный путь или отвернутся от напоминания, определяет их конечный исход и положение в будущей жизни. Люди могут уверовать и творить благие дела, либо отвернуться от веры и впасть в заблуждение и саморазрушение.

Будучи рожденными равными, наш выбор и поступки делают нас различными. И поэтому возможность выбора – это то, что придает смысл человеческой морали. Не имея свободы воли, мы не можем совершить ни добро, ни зло, потому что будем действовать автоматически, под влиянием «программы».

Также если у нас нет возможности свободного выбора, мы не можем быть ответственны за свои поступки, ведь мы это сделали не по своей воле. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не несут ответственности за свои поступки [то есть Господь не спросит с них] три категории людей: спящие, пока не проснутся,  испытуемые [тяжелым заболеванием], пока не выздоровеют, и дети, пока не вырастут»  (Ахмад, Абу Дауд, ан Насаи).

Но как уравновесить понимание свободы выбора с концепцией предопределения, подразумевающего полный контроль и абсолютное знание Всевышнего?

Многие считают мусульман фаталистами, верящими в полную предопределенность всего. Да, мы верим в предопределение. Но тот факт, что Всевышний посылал Своих рабов и посланников к людям с целью донести истину показывает, что люди должны прислушиваться, делать выбор, а затем корректировать свою жизнь в соответствии с писанием. Как говорит Всевышний Аллах в Коране:

- «Они не оценили Аллаха должным образом, когда сказали: «Аллах ничего не ниспосылал человеку». Скажи: «Кто же ниспослал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса (Моисей), и которое вы превратили в отдельные листы, показывая некоторые из них и скрывая многие другие? А ведь вас обучили тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцы». Скажи: «Аллах». Затем оставь их забавляться собственным празднословием» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 91).

- «Воистину, ты призываешь их на прямой путь. А те, которые не веруют в Последнюю жизнь, непременно сбиваются с пути» (сура «аль Муъминун», «Верующие», аяты 73-74).

В другом аяте Всевышний также говорит:

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «ар Рад», «Гром», аят 11).

Этот аят также показывает, что люди имеют возможность принимать решения, которые изменят их судьбу. Да, Всевышний знает все о будущем, настоящем и прошлом. Поэтому если человек принимает определенное решение и действие, то это приводит к определенному результату. Если же он принимает другое решение и действие, то они приводят к другим результатам.

Если у вас болит голова, и вы решаете выпить всю пачку таблеток, то вы можете этим только погубить свое здоровье. Если же вы решите принять только одну, то скорее всего боль через некоторое время пройдет. Ваши действия определяют исход ваших дел. Всевышний знает все возможные пути и варианты, но Он оставляет нам право выбора. Наше сознание не может охватить всех этих вариантов и последствий, но Всевышний – может. 

Поэтому чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь, человек должен признать свою свободу воли, иначе идея фатализма приводит в отчаяние и бессилие, к пораженческой позиции, отдаляющей нас от того, чтобы усердствовать на пути к счастью. Это одна из распространенных уловок шайтана, которым он сбивает рабов Аллаха с пути.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle