«Разве тот, кто знает [и твердо верит], что ниспосланное тебе [Куръан] от твоего Господа – истина, сравнится со слепым [чье сердце не видит]?! Но принимают наставление лишь обладатели разума! Они верны договору с Аллахом и не нарушают обещаний [данных Аллаху]». (Ар-Ра‘д, 19-20)
В вышеприведенных аятах мы сталкиваемся с двумя разными типами людей. Первый из них понимает истинность всего ниспосланного Аллахом и в силах постичь эти истины. Другой же закрывает глаза и сердце, чтобы не видеть и не чувствовать эти истины, и остается к ним невосприимчивым.
Непонимание истинности Корана здесь сравнивается со слепотой. Однако это не физическая, а духовная слепота, это неспособность видеть сердцем, постигать душой. Как физически невидящий человек, шагая по дороге, в любую минуту может упасть в какую-нибудь яму, и всегда есть опасность столкновения с каким- то препятствием, так и невосприимчивые Корану люди остаются один на один с большими опасностями и в этом мире, и в ахирате.
Поэтому 20-й аят напоминает об очень важной религиозной и нравственной обязанности – исполнять данное Аллаху обещание и не нарушать завета, данного Ему. Когда наш Господь спросил у потомков Адама:
«Разве Я − не ваш Господь?» − они сказали в ответ: «Да, мы свидетельствуем об этом» (Аль-А‘раф, 172).
По сути, этот договор (мисак) символически объясняет нам, что в нашей душе заложено врожденное чувство уверенности в существовании Аллаха и в Его божественности. То есть мы с рождения обладаем таким духовным строением, которое имеет очень высокую степень готовности к восприятию мысли о существовании Аллаха. Из-за обладания разумом, эта наша внутренняя убежденность превращается в обязанность. Вот завет (ахид) и означает нашу ответственность и ряд обязанностей, источником которых является эта существующая в нас природная убежденность.
Таким образом в основе нашего существования лежат понятия мисак (договор) и ахид (завет) с Аллахом. Все пророки напоминали людям об этом доисторическом договоре, когда будущие потомки Адама подтвердили, что их Господом является Аллах, а также о завете с Аллахом, т. е. об обещании людей исполнять предписания и запреты Аллаха. Если мы нарушим завет, это будет означать измену основам нашего существования.
Ведь, когда мы говорим о верности слову, прежде всего, нужно иметь в виду верность завету с Аллахом. Пока нет верности завету, не может идти речи о настоящей верности клятвам, которые мы даем людям.
Для повсеместного исполнения людьми договоров также требуется, чтобы они помнили: неукоснительное соблюдение договоров предписано Аллахом (Аль-Маида, 1). Выражаясь яснее, наши обязательства перед обществом и перед близкими не могут быть независимы от наших обязательств перед Аллахом.
Наш Господь говорит нам: Он будет верен завету с нами и выполнит данное слово (Рай), если мы не станем нарушать завет с Ним (Аль-Бакара, 40).
В противном случае мы будем в числе распространяющих нечестие и потерпевших урон и в ахирате для нас не будет никакого удела. Чтобы не попасть в такое положение, мы должны помнить, что являемся одной из сторон договора со Всевышним, и четко понимать возлагаемые этим на нас религиозные и нравственные обязанности.
Ни на минуту нельзя упускать из виду, что завет с Аллахом возлагает на нас широкую ответственность, которая охватывает все стороны нашей жизни.