Они [богобоязненные] жертвуют [свое имущество на благие цели] и в изобилии, и в скудости, сдерживают гнев и прощают людей. И Аллах любит добродетельных (Ãли Имран, 134).
В приведенной части этого аята, в котором перечисляются особенности благочестивых мусульман, Всевышний Аллах сообщает, что они отдают нуждающимся часть дарованных им благ, независимо от своего положения. Несомненно, каждая личность в какой-то мере нуждается в других. Люди нуждаются в чьем-то имуществе, в чьих-то знаниях, в чьем-то уме.
С этой стороны общество похоже на единый организм. Как в организме функции отдельных органов взаимно дополняют друг друга, так и общественный организм состоит из богатых и бедных, образованных и невежественных, у каждого из них своя роль.
Во многих аятах и хадисах упоминается о том, какое важное значение в исламе имеет инфак, расходование средств на пути Аллаха. Приведем некоторые аяты и хадисы на эту тему:
«О, верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли! Не пытайтесь расходовать [на благие цели] дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами. И знайте, что Аллах – Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, Хвалимый» (Аль-Бакара, 267).
«Не твоя [о, Мухаммад] задача наставить их [ты только указываешь людям на верный путь, призывая их к исламу] – это Аллах наставляет, кого пожелает. Все хорошее, что вы потратите, – для вас же самих. Расходуйте, только чтобы заслужить довольство Аллаха. За все хорошее, что вы потратите, вам воздастся сполна, и с вами не обойдутся несправедливо» (Аль-Бакара, 272).
«Кто расходует свое имущество ночью и днем, скрыто и явно, тем – награда от их Господа. Они не испытают страха и не будут опечалены» (Аль-Бакара, 274).
«Он возместит все, что вы потратите. И Он – лучший из наделяющих пропитанием» (Саба, 39).
«И тратьте [на благие дела] из того, чем Мы вас наделили, до того, как к вам придет смерть, и вы скажете: «Господи! Дай мне небольшую отсрочку [от смерти], и я начну раздавать милостыню и стану праведным» (Аль-Мунафикун, 10).
Наш Пророк (с.а.с.) также призывал людей давать пожертвования нуждающимся. Зафиксировано множество хадисов, имеющих характер поощрения мусульман к помощи бедным: «Постарайтесь защитить себя от Ада хотя бы половинкой хурмы» (Бухари).
«Только двоим стоит завидовать. Один из них тот, который умел расходовать на истинном пути добро, дарованное ему Аллахом. А другой же поступает сообразно данным ему Аллахом знаниям и мудрости и учит этому других» (Бухари).
«Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему средства!», − а другой говорит: «О, Аллах, приведи скупого к гибели!» (Бухари).
«Не припрятывай, ибо тогда и Аллах спрячет (то, что Он может тебе даровать), а щедро трать (на пути Аллаха) по мере своих возможностей» (Бухари).
Этими и многими подобными хадисами наш Пророк (с.а.с.) призывал мусульман тратить на пути Аллаха имущество, которым они владеют. Не только на словах, но и своим образом жизни он был примером для мусульман в данном вопросе. Посланник Аллаха (с.а.с.) никогда не стремился накопить богатство, всю жизнь провел в пути. Нам известно, что иногда в его доме не было ничего, чем можно было бы утолить голод. Однако, если бы он захотел, то мог бы жить во дворцах. Масса людей, которыми он руководил, были готовы и в состоянии с радостью служить ему, но он предпочел жизнь простого человека. За ним последовали такие праведные халифы, как Абу Бакр, Умар, Усман и Али (р.а.) и многие тысячи других сподвижников Пророка (с.а.с.).
Каждый мусульманин, владеющий определенным достатком или экономическими возможностями, должен выделять определенную часть своего имущества тем членам общества, которые живут в бедности или хуже принятых жизненных стандартов. Люди, посвятившие свою жизнь только накоплению богатства и не желающие видеть никого, кроме себя, идут против повелений Аллаха. Ведь не богатство делает людей бессмертными, а оставленные ими труды и благие дела. Как прекрасно было бы, например, помочь решить проблемы хотя бы одного человека, попавшего в трудное положение.
В богатстве и бедности помогать другим на пути Аллаха – это отличительное качество мусульман, обладающих высокой нравственностью. Всевышний Аллах так или иначе одарил каждого человека благами. Иман, знания, ум, любовь, покой, здоровье, имущество, дети − вот только некоторые из предоставленных нашим Господом благ. Благочестивый мусульманин постарается поделиться с другими людьми светом своих знаний. Это его инфак, так он делится своим добром с теми, кто нуждается в знаниях. Если мусульманин щедро отдает другим любовь и милосердие, накопившиеся в его сердце, то это тоже показатель благочестия (таква). В этой связи как много значат слова Пророка (с.а.с.): «Доброе слово тоже садака».
Ведь понятие садака включает в себя не только денежное подаяние, как мы это сегодня понимаем. Одним добрым словом можно вернуть к жизни человека с разбитым сердцем, которому не помогут и вагоны денег и богатства. Пусть Всевышний Аллах сделает нас благочестивыми мусульманами способными на такое садака.