В преддверии священного Рамадана – когда заканчивается еще один период нашей жизни, самое время остановиться и осмыслить свою жизнь, подумать над ее смыслом и целью.
Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задает себе вопрос – а для чего, собственно, я живу, для чего я пришел в этот мир, что я должен здесь сделать, куда я потом уйду?
Следует отметить, что этим вопросом – смысла и цели жизни – не способно задаваться ни одно живое существо, кроме человека. Для всех остальных созданий – растений или животных, - смысл жизни заключается в самой их жизни.
Животные, к примеру, появляются на свет просто в силу естественного порядка вещей, вся их жизнь подчинена инстинкту – вложенной в них биологической программе, сами они сделать какой-то выбор не могут. В положенное время они рождаются, в положенное время оставляют родителей и начинают сами добывать себе пищу, в положенный срок заводят потомство и в положенный им срок умирают.
Многие люди – особенно те из людей, кто считает, что мир и все живое в нем появилось случайно, без участия Творца, тоже уверены в том, что смысл жизни – в том, чтобы жить. Получать удовольствие от работы или от семейной жизни, преодолевать какие-то трудности, добиваться успехов в любимом деле, заниматься спортом, путешествовать, растить детей и в положенный срок покинуть этот мир. Не говоря уж о таких людях, для которых смысл жизни заключается только в материальных приобретениях и достижениях – накоплении денег, разном имуществе, в карьере, в достижении славы и почета, знатности и богатстве, для них реальна только земная, материальная жизнь, видеть дальше нее они не способны.
Но с другой стороны, иногда даже убежденных атеистов не удовлетворяет такое примитивное объяснение смысла жизни человека. Как же так, ведь мы, люди – такие сложно устроенные существа, благодаря нашему уму и способностям мы смогли покорить космос, расщепить атом, подчинить себе многие природные явления – как ветер, воду или солнечную энергию, мы построили огромные дома и изобрели сложно устроенные станки и машины, и мы появляемся на свет только для того, чтобы есть, пить, произвести потомство и умереть?
А сколько миллионов людей положили жизни ради борьбы с тиранией или несправедливостью, боролись за человеческое счастье – всю жизнь занимаясь изобретениями, которые должны были облегчить труд человека, или открывая лекарства, которые помогли победить многие неизлечимые болезни – ради чего были все эти усилия, только ради того, чтобы немного продлить жизнь смертному человеку?
Часто на вопрос, в чем смысл жизни, приходится слышать такие ответы: «Смысл жизни у каждого человека свой. Для кого-то он заключается в детях и в заботах о семье. Для кого-то – в любимой работе, в том, чтобы принести пользу другим людям своим трудом. А для кого-то – просто в том, чтобы получать удовольствие от жизни всеми возможными средствами».
Это в какой-то мере может быть правильно – но только отчасти. Ведь в конце жизни нас всех ждет смерть – и уходя из этого мира, все материальные достижения нам придется оставить здесь. Семья, дети, накопленное имущество, любимая работа, научные достижения – все эти вещи останутся в этом мире, с собой ничего из этого мы в могилу не заберем.
Тогда возникает вопрос – а что же мы сможем забрать с собой из этого мира, что из совершенного нами сможет пережить смерть? В чем тогда цель и смысл жизни человека?
Все религии откровения говорят о том, что смысл жизни человека в приближении и в служении Тому, Кто создал этот мир – к Всевышнему Богу.
В Коране так говорится о цели, ради которой Господь создал человека:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51, 56).
В хадисе-кудси говорится:
«Я был сокрытым сокровищем, о котором никто не знал, и Я захотел, чтобы Меня узнали».
Иными словами, Всевышний хочет, чтобы человек познавал Его и поклонялся Ему.
Слово «поклонение» часто понимают неправильно – как некое буквальное действие, когда человек кланяется, склоняется перед Богом, таким образом выражая Ему покорность. Но в оригинальном арабском тексте вышеприведенного аята сказано «лийабудун» - «для поклонения». Слово «ибада» означает преданное служение, предание себя кому-то – как слуга предан своему хозяину, для которого нет иной цели в жизни, кроме исполнения воли своего господина.
Служение Богу подразумевает не только исполнение религиозных обязанностей – хотя это тоже весьма немаловажная вещь для человека, но постоянное осознание того факта, что человек появился в этом мире не случайно и не напрасно – у него есть Создатель. Который вложил в человека понимание того, что есть добро и зло, что есть истина и ложь. Который сообщил человеку – какими его поступками будет доволен Творец, а какие дела Ему не угодны.
Часто приходится слышать от людей, что религия связывает их свободу, что она ограничивает жизнь человека, мешая ему в полном смысле реализовать свои таланты и возможности. Но так может говорить только человек невежественный. Наоборот, именно вера в Бога, именно жизнь, преданная Ему, дает человеку истинное счастье и истинный смысл жизни.
Верующий человек может жить такой же жизнью, что и другие люди – но при этом каждое его действие, даже самое обыденное, будет совершаться не только ради материальных, земных нужд и целей, но и ради Творца, ради приближения к Нему.
Мы уже говорили об этом в статье про намерение – когда любое наше повседневное действие может стать богослужением, посвящением себя Всевышнему: Как обыденное действие превратить в поклонение?
Обычный человек ест и пьет, чтобы утолить свой голод и жажду, получить удовольствие от приема пищи, чтобы у него были силы для работы, но верующий человек при этом будет благодарить своего Создателя, который посылает ему земные блага. В пище и питье он не будет проявлять излишество – не предаваясь чревоугодию, поскольку знает, что «Аллах не любит расточительных».
Обычный человек вступает в брак и рождает детей, чтобы иметь помощников в старости и продолжение рода, но верующий человек создает семью, поскольку знает, что Господь создал мужчину и женщину, чтобы они жили во взаимной любви и гармонии:
«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30,21).
Обычный человек ходит на работу, чтобы заработать себе средства к существованию, но верующий человек делает это также ради довольства Создателя – который повелел людям заботиться о своих семьях. Верующий человек производит потомство не только чтобы иметь опору в старости, но чтобы увеличить общину верующих, чтобы иметь праведное потомство, которое будет молиться за него после смерти.
Обычный человек старается достичь успеха в своей профессии, поскольку хочет таким образом привнести в жизнь что-то полезное, поскольку получает удовольствие, реализуя свои таланты. Но верующий человек – помимо всего этого, будет таким образом проявлять признательность Творцу за те таланты, который Он ему дал, служа другим людям теми способностями, которыми его наделил Всевышний.
Обычный человек – если он человек добрый и порядочный, помогает другим людям, поскольку ему тяжело видеть человека, находящегося в беде, ему приятно делать добро – но верующий человек знает, что Всевышний любит делающих добро, поэтому ему особенно приятно делать добро другим людям:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2, 195).
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро».
Верующий человек знает, что Аллах любит щедрых, добрых, терпеливых – и наоборот, не любит скупых, гневливых, злопамятных и мстительных, и поэтому будет стараться воспитывать в себе эти качества ради Его довольства.
Когда верующего человека постигают испытания – а никто в этом мире не застрахован от потери имущества, работы, близких людей, от болезней и несчастных случаев, он не впадает в отчаяние, не жалуется, но проявляет терпение – поскольку знает, что и эти беды постигли его по воле Бога, который посылает ему это ради его же пользы. Ведь мы не знаем, в чем сокрыто для нас истинное добро – может быть, в чем-то для нас неприятном?
«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2, 216).
Как мы видим, вера в Бога – то есть, постоянная память о своем Создателе, благодарность Ему за дарованную нам жизнь и ее блага, совершение каждого дела с мыслью о Его довольстве, наполняет жизнь человека небывалым счастьем и смыслом.
При этом мы можем внешне вести жизнь обычного человека – но внутренняя наша жизнь, наш духовный мир будет необыкновенно богатым. Более того, когда придет время покинуть этот мир – мы, как и прочие люди, не сможем унести с собой наши материальные блага и достижения. Но мы возьмем с собой те благие намерения, которые у нас были при совершении этих поступков, нашу веру в Создателя, нашу надежду на Его любовь и милость к нам.
Смерть обесценивает все самые лучшие человеческие деяния – подвиги, самопожертвование, упорный труд, творчество, ведь их забрать с собой нельзя, а люди их постепенно забудут. Но человек верующий знает, что Всевышний на протяжении его земной жизни видит и знает обо всех его усилиях, - его труд, его старания (даже самые незначительные), если они были совершены с правильным намерением, не пропадут даром.
«Тот, кто совершил добро весом с пылинку, увидит его, и кто совершил зло весом с пылинку, увидит его» (99:7,8).
Так что вера оказывается сильнее смерти – поскольку перед Богом все наши деяния всегда будут ценными. Отсюда можно сделать вывод, что смысл жизни человека – именно в познании Всевышнего и в приближении к Нему.
Только такая жизнь способна дать человеку подлинное счастье, поскольку верующий человек будет жить, имея перед собой высшую цель - довольство Создателя, и смерть будет ему не страшна, поскольку умирать он будет с надеждой на хорошую участь в будущем мире.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте: