Правда ли, что порядок сур в Коране был определен самим Пророком (ﷺ) перед смертью?

Во время своего последнего паломничества, в проповеди, которую он произнес перед большим скоплением мусульман, Пророк (ﷺ) сказал: «Я оставил с вами нечто, с чем вы, если будете твердо на него полагаться, никогда не впадете в ошибку – ясное указание, книгу Бога и сунну Его Пророка. Этот совет Пророка (ﷺ) мусульманам подразумевает, что откровение уже было доступно в виде книги (в письменной форме) перед его смертью, иначе он должен был бы упомянуть о нем в каких-то других выражениях.

Из других сообщений мы также можем заключить, что Пророк (ﷺ) сам заботился о приведении откровения в порядок, когда оно записывалось. Зейд сообщает: «Обычно мы составляли Коран из маленьких кусочков в присутствии самого Посланника».

Усман сказал, что в последние дни своей жизни Пророк (ﷺ) «во время получения откровения звал кого-нибудь из тех, кто обычно делал записи для него, и говорил: «Расположите эти аяты в той суре, в которой упоминается это и это», и когда (всего лишь) один аят был открыт ему, он сказал: «Расположите этот аят в суре, в которой упоминается это и это».

Это указывает не только на то, что откровение было записано во время его жизни, но и на то, что Пророк (ﷺ) сам руководил процессом упорядочивания материала. Согласно некоторым другим сообщениям, также ясно, что этот правильный порядок аятов был хорошо известен сподвижникам Пророка (ﷺ), и они были не способны вмешиваться в него.

Повествует Ибн Аз-Зубейр: «Я сказал Усману, что этот стих в суре аль-Бакара «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным способом. Аллах ведает о том, что вы совершаете» был заменен другим стихом. Тогда почему ты записываешь его в Коране»?

Усман ответил: «О, сын моего брата, оставь это [там, где он находится], поскольку я не буду ничего перемещать в нем (т.е. в Коране) из его первоначального местоположения». Подобным образом довольно многочисленное количество сообщений упоминает различные суры по их названиям или началу. Может быть достаточно двух примеров, дабы подтвердить данную точку зрения.

Рассказывает Абу Хурайра (р.а.): «Пророк часто читал вслух следующее в (утренней) молитве фаджр по пятницам:(فيه ريب لا الكتاب تنزيل الم ( Алиф Лям Мим Танзилуль китаби ля райба фих (Саджда, 32) и (الإنسان على أتى هل (Халь- ата ‘аля-л-инсани (ад-Дахр, 76).

Абу-Хурайра сказал: «Посланник Аллаха в обоих рака‘атах молитвы, которую совершал перед рассветом, читал вслух: «Скажи о неуверовавших» (99) и «Скажи, Он – Бог, Единый Бог (112)». Данный порядок сур в Коране, конечно, был хорошо известен мусульманам благодаря ежедневным декламациям Корана в молитвах в мечети Пророка (ﷺ) и других местах.

В конечном счете, в Сахих аль-Бухари есть три хадиса, сообщающие нам о том, что ангел Джабраил (Гавриил) обычно читал Коран вместе с Пророком (ﷺ) один раз в год, а в год его смерти он прочитал его с ним дважды. Пророк (ﷺ) привык оставаться в и‘тикафе (уединение в последние десять дней рамадана) на десять дней каждый год, а в год своей смерти он остался в и‘тикафе на двадцать дней.

Следовательно, мы можем выделить следующие меры, которые обеспечили собрание откровения в письменной форме в течение жизни Пророка:

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle