Выходные продолжаются, а это значит, что провести их нужно максимально продуктивно. Один из вариантов – ознакомиться с кинематографическими работами, которые рассказывают зрителю о том, какой ислам на самом деле, о красоте этой религии, о благом нраве мусульман и об их вкладе в развитие человечества. Мы собрали для вас топ-10 самых интересных фильмов, которые можно посмотреть не только вместе с семьёй, но и с друзьями, которые хотят больше проникнуться учением ислама.
Фильм «Watu wote» (в дословном переводе с суахили – «Все люди», шире – «Все мы») основан на реальных драматических событиях, развернувшихся в 2015 году на севере Кении. Боевики из группировки «Аш-Шабаб» остановили на шоссе рейсовый автобус и приказали пассажирам-мусульманам встать в одну сторону, а христианам – в другую, чтобы расправиться с последними. Однако мусульмане отказались выполнить этот приказ и не выдали своих соотечественников, исповедующих другую религию, рискнув своими жизнями.
Кофе, компьютер и поршневой двигатель – можно ли представить современный мир без них? Эти вещи, ставшие непременной частью жизни большинства из нас, не могли бы появиться без знаний древней исламской цивилизации. Недавно они вошли в экспозицию лондонского Музея науки, наглядно опровергая воззрения о том, что современные отношения исламского мира с Западом представляют собой «столкновение цивилизаций». К сожалению, многие из этих достижений потерялись на фоне потока недостоверной информации о распрях и терроризме. Но спросите любого прохожего на улицах Каира или Дамаска, и вам охотно расскажут о славной эпохе исламской цивилизации – не только о завоеваниях, но и о культуре, о научных и технических открытиях.
Именно этому и посвящён британский короткометражный фильм «1001 изобретение и библиотека секретов». В картине группа школьников открывает для себя удивительный мир изобретений Золотого века ислама. Библиотекаря и знаменитого арабского учёного Аль-Джазаири сыграл лауреат премий Оскар, BAFTA, Золотой глобус и Гильдии, киноактёров — сэр Бен Кингсли.
«Та золотая эпоха, длившаяся около тысячи лет, внесла огромный вклад в науку и технику. Но многое забылось, и изобретения наших предков нередко доходили до нас из других цивилизаций».
Ризван Кхан, мусульманин из Индии, переезжает в Сан-Франциско и живёт со своим братом и невесткой. Ризван, страдающий от синдрома Аспергера, влюбляется в Мандиру. Несмотря на протесты его семьи, они женятся и начинают вместе небольшой бизнес. Они живут счастливо до 11 сентября 2001 года, когда отношение к мусульманам резко меняется – террористы направляют захваченный самолёт в Башни близнецы. Когда происходит трагедия, Мандира оказывается раздавленной, и их отношения дают трещину. Ризван растерян и очень расстроен тем, что любовь всей его жизни покинула его. Чтобы вернуть её, он предпринимает трогательное и вдохновляющее путешествие через всю Америку, чтобы доказать, что мусульмане – не террористы. Его верными спутниками в пути остаются вера и любовь. Несмотря на то, что в его жизни наступила тёмная полоса, главный герой остаётся открытым для других людей и не стесняется своей религии. На своем нелёгком пути он встречает много разных людей и становится настоящим героем.
В фильме показан период, когда Мухаммад (с.а.с.) стал пророком Аллаха. Жизнь пророка Мухаммада (с.а.с.) показана с первых лет в Мекке, в которой мусульмане подвергались жестоким гонениям и оскорблениям, затем показано массовое бегство в Медину и торжественное возвращение мусульман в Мекку. В фильме отражены многие переломные события, такие, как битва при Бадре и битва при Ухуде. Большинство историй рассказывают свидетели: дядя Мухаммеда Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, владыка Мекки Абу Суфьян и его жена Хинд бинт Утба.
Это довольно качественная картина – первый за многие годы религиозный фильм в Узбекистане. Режиссёр и сценарист опирались на советскую традицию фильмов о поэтах. В картине присутствует и любовная история (речь идёт о том, что, влюбившись в девушку, Абу Исо отправляет устаза свататься к ней, но, по воле Всевышнего, девушке оказывается уже засватана), но мы понимаем, что главный герой посвящает всего себя духовной жизни. Также здесь есть злодей, который противостоит главному герою. Имам выглядит благородным великим человеком и полностью отдаётся своему призванию. А его оппонентом движет зависть. Он не только отравляет жизнь окружающим, он разрушает самого себя.
Главный герой мыслит рационально, в фильме нет чудес: Абу Исо Мухаммад Термизи никого не излечивает, не превращает. Он только служит сбору и сохранению знаний. Имам целых двадцать лет собирал хадисы за пределами своей родины. В двадцать лет Термизи обучался у шейха Исхака ибн Рахувайхи Марвази и у многих других учёных. А когда ему исполнилось двадцать пять лет (по другой версии, двадцать шесть) он поехал в Ирак, в город Басру, и стал брать уроки у выдающихся учёных тех краев, после чего отправился в Шам, а оттуда – в Хиджаз. За эти двадцать лет странствий и обучения Абу Исо Термизи запоминал и записывал все хадисы, которые ему доводилось слышать от учёных, участвовал во всевозможных дебатах.
«Термизи – это достояние, данное Аллахом мусульманам»
Через весь жизненный путь главного героя Асфандияра, через демонстрацию ежедневного деревенского быта зритель видит те испытания, которые проходит, пожалуй, каждый человек. Вот только кто-то опускает руки и спивается, а кто-то, храня в своём сердце крепкий иман, не только остаётся верен заветам Всевышнего Создателя, но и пытается вернуть на путь истинный других. Так было и в случае с Валиахметом, который с первых секунд встречи с новым муллой невзлюбил его. Конечно, когда свой бизнес, а его расширению мешает новоиспечённый религиозный деятель, как же реагировать иначе?! Однако приехавшие друзья и старые сослуживцы Валиахмета, призывая его вспомнить старое, вновь нюхнуть пороху, подталкивают мужчину к исправлению, к чистоте души и искренней вере.
Вроде, только что он заламывал руки Асфандияру и грозил огнестрельным оружием, но вот уже следующий кадр, и Валиахмет вместе с односельчанами на пятничной молитве в деревенской мечети. Символично, что первая проповедь, рассказанная Асфандияр хазратом, была про вредность, запретность для мусульман всего того, что содержит алкоголь.
Автор идеи фильма — композитор Марат Ахметшин. Режиссёры — Рамиль Фазлыев и Амир Галиаскаров. Оператор — Юрий Данилов. Композитор — Марат Ахметшин. Главный продюсер — Миляуша Айтуганова. В фильме роль муллы Асфандияра исполняет главный режиссёр Атнинского театра Рамиль Фазлыев.
В центре повествования – история юной девушки, мусульманки. То, как её хиджаб стал камнем преткновения в одной из «элитных» школ города, как расставил всё по своим местам и снял маски с людей, обнажив их душевные пороки, обозначив, где друзья, а где враги. Примечательно, что на сторону юной школьницы встал русский парень Саша, абсолютно далёкий от каких-либо религиозных мировоззрений.
Что характерно, на протяжении всего фильма закадровый голос произносит суры из Корана, полные мудрости и раскрывающие не только суть происходящего, дающие верное наставление, но и показывающие истинное лицо ислама – религии, несущей тепло и доброту в этот мир.
«И пусть будет среди вас (о, верующие) община, которая призывает к добру, повелевает (людям) (совершать) одобряемое [призывает их к Вере и совершению праведных деяний] и удерживает от (совершения) неодобряемого [неверия и грехов]. И такие – обретшие счастье (в этом мире и в Вечной жизни)» (Алю Имран, 104).
Каким должен быть настоящий проповедник? Насколько религию, которая должна быть чиста от всяких склок и перипетий, насильно втаскивают в политику, играя на чувствах верующих людей, затмевая их разум? И как порой важна тщательная работа, полная самоотдача со стороны лиц духовных. О том, как тонка сегодня эта грань – грань между духовностью и навязанной идеологией.
«Наш проповедник» – это драма о мусульманском проповеднике, который оказывается в сетях взаимодействия политики и религии. Шейх Хатем ведёт молитвы в государственной мечети, вследствие чего он становится популярной звездой телевидения.
Зная способность проповедника нести Божье слово доступно и так, чтобы молодёжь внимала его словам, к нему за помощью обращается важный человек. Он просит вернуть молодого Хассана в лоно ислама, поскольку тот решил принять христианство. Стоит отметить, что в беседах с молодым человеком проповедник старается донести до него Истину с большой буквы, заставить юношу думать, изучать духовные пути со всех сторон, а не следовать информации, полученной на непроверенных интернет-сайтах.
На протяжении 6 веков татары в Литве исповедуют свою религию ислам. В фильме показано, как татары исповедуют ислам, как придерживаются предписанных шариатом канонов. Это все выглядит необычно: в Прибалтийской стране, и вдруг ислам. Мусульмане – такие же люди, поэтому своим поведением ты, прежде всего, должен показать, что ты хороший человек. Делайте добро, и добро вернется к вам.
А Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда появился термин «медицина»? Среди учёных и исследователей бытует мнение, что появление этого слова связано с именем Ибн Сины (Авиценны), великого восточного мудреца, медика, учёного – «мадат Сино». Точное количество его трудов неизвестно, но исследователи колеблются между цифрами 160 и 450. Его книги сжигали, растаскивали, прятали, но даже простое их перечисление звучит впечатляюще: «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания».
Основой фильма стало знакомство известного в мире учёного-энциклопедиста Ибн Сины с великим мыслителем Абу Райханом Беруни. Съёмки проводились на территории нескольких стран – Узбекистан, Иран, Франция и Россия, а роль восточного мыслителя сыграли молодые талантливые актеры Хасан и Хусан Салиховы.
Фильм получился биографическим, просветительского характера. По словам самого режиссёра, сначала он хотел рассказать больше о его научных работах, но, проанализировав имеющиеся фильмы об Авиценне (так Ибн Сину называют западные исследователи), Шухрат Махмудов принял решение о подготовке просветительской картины, чтобы постараться как можно полнее передать те условия, в которых трудился энциклопедист с малых лет, вбирая в себя все существующие на тот момент знания и навыки.
«Говорят, что Запад – тело, а Восток – дух. Но был человек, объединивший в себе весь мир. Самой универсальной головой эпохи был Абу Али Ибн Сина…»
Главных героев в фильме всего двое, а диалог их сведён до минимума. За несколько минут автор картины успела показать весь человеческий конфликт и духовные поиски Саида (главного героя), мусульманина из Марокко, который борется с одиночеством и изоляцией, находясь в иммиграции и работая в отделе сервисной службы отеля города Мехико. Саид, несмотря на жизнь в другом обществе, в другой культуре, не теряет своей духовности и веры во Всевышнего. Никакая тяжелая работа и косые взгляды коллег не сбивают его с истинного пути, и он идёт и читает намаз 5 раз в день, как завещал Пророк (с.а.с.). Сначала его коллега побаивается работника-мусульманина, но поняв, что Саид не являет собой ничего плохого, женщина дарит ему книгу, которая поможет выучить ему местный язык. Так завязывается их дружба.
«ИншаАллах, если Он хочет, то Он это сделает».