«ИншаАллах, если Он хочет, то Он это сделает»

XI Казанский международный фестиваль мусульманского кино поражает участников и зрителей обильной конкурсной и параллельной программами. Несмотря на название, отнюдь не все киноработы режиссеров посвящены религиозной тематике. В целом на фестивале прослеживаются три сюжета – место мусульманской женщины в мире, тема гастарбайтеров и музыки. Отдельного внимания заслуживает короткий метр, отличительной особенностью которого становится умение режиссера за 15–20 минут показать весь драматизм ситуации.

Поистине открытием для орггруппы и для зрителей стала картина из Мексики под названием «ИншаАллах» режиссера Анджелики Романини. Главных героев в фильме всего двое, их диалог сведен до минимума. За несколько минут автор картины успела показать весь человеческий конфликт и духовные поиски Саида (главного героя), мусульманина из Марокко, который борется с одиночеством и изоляцией, находясь в иммиграции и работая в отделе сервисной службы отеля города Мехико. Саид, несмотря на жизнь в другой общество, в другой культуре, не теряет своей духовности и веры во Всевышнего.

Никакая тяжелая работа и косые взгляды коллег не сбивают его с истинного пути, и он идет и читает намаз. 5 раз в день, как завещал Пророк (мир ему). По началу его коллега побаивается работника-мусульманина, но поняв, что Саид не являет собой ничего плохого, женщина дарит ему книгу, которая поможет выучить ему местный язык. Так завязывается их дружба. «ИншаАллах, если Он хочет, то Он это сделает».

В свете событий последних лет такой крупный фестиваль не мог не поднять тематику войны в исламских государствах. Садам Нико Вахиди, режиссер короткометражки «Ты не американец», в своей картине рассказывает о войне с талибами. В провинции Кунар (Афганистан) американский военный автомобиль подвергается нападению со стороны талибов и взрывается. Одному из солдат удается остаться в живых, он уходит с поля боя и добирается до большого камня. Появляется 11-летний афганский мальчик, который передает ему свою фляжку с водой. Они заводят разговор. Но снайпер находит их в свой прицел и думает, что его друг попал к талибам.

Тема ислама раскрывается и в документальных полнометражных картинах. Так, в фильме «10949 женщин» Нассимы Гессум (Алжир, Франция) режиссер рассказывает о вкладе мусульманских женщин в свершение революции в Алжире, о борьбе за независимость.

– К сожалению, алжирцы мало знают о том, какое значение сыграли женщины в борьбе за независимость страны. Своим фильмом я хотела рассказать об одной из представительниц «слабого» пола, сыгравшей особую роль в судьбе Алжира.

В Алжире автор фильма встретила Нассиму Хаблал, забытую героиню Алжирской революции. Как бабушка внучке, она рассказывала режиссеру свою историю. Историю женщины на войне, своей борьбы за независимость Алжира. Жизнерадостная, очаровательная и ироничная – такой она предстала перед Нассимой Гессум, этнической алжиркой. На основе воспоминаний героины и была восстановлена часть истории Алжира.

– Расспрашивая ее о прошлом, я смогла увидеть настоящий Алжир.

Это рассказ о женщинах, их взаимоотношениях. Картина пытается ответить на вопросы «Что такое свобода? Какова цена этой свободы?». Работа над фильмом шла около 7 лет и отразила в себе тот факт, что исламская женщина не просто мать, жена и дочь, но и преданная своей Родине, готовая сражаться за нее с оружием в руках. По словам режиссера картины «10949 женщин», она намерено старалась не приводить какие-то исторические факты и пыталась уйти от показа женщин-моджахедов.

– Я не хотела, чтобы исламских женщин воспринимали как военных, опасных людей с оружием в руках. Я только хотела показать значимость мусульманской женщины в борьбе за независимость своей страны.

О красоте, целомудренности и изяществе исламских женщин говорит и российский фильм «Черкешенка» режиссера Аскарбия Нагаплева. Автор рассказал о великой роли черкешенки в судьбе адыгейского народа. Верные жены царей, ханов, султанов и королей, положившие свою жизнь на достойное представление своей семьи, своего народа – такими предстали черкешенки перед зрителями картины. Скромная, гордая, с богатым внутренним миром, являющая собой опору и поддержку мужа и семьи, положившая свою жизнь на благо своего народа…

«Курманжан Датка. Королева гор» кыргызского режиссера Садык Шер-Нияза являет собой рассказ о жизни великой мусульманской женщины, ставшей первой в истории правительницей целого государства и положившей начало объединению разрозненных кыргызских племен. Курманжан Датка – дочь кыргызского народа, которая в конце XIX века правила Алайским краем Кыргызстана. Ценою жизни и крови, пожертвовав своими родными сыновьями, отстояла свободу и независимость своего Отечества от гнета Великих держав.

Автор смог раскрыть личность мусульманской женщины, которая, живя по шариату, являет собой могущего лидера, способного повести за собой целый народ и защитить его ото всех бед. Мусульманка, преданная жена и мать, активный участник социальной жизни, лидер – именно такой предстала Курманжан Датка в картине режиссера.

Кинокартина «Священное наследие» Рамиля Беляева, рассказывающая об истории мечети и татарах финского города Ярвенпяя; «№73» Рекеш Шахбаза о возвращении сына за родителями в осажденную деревню, дороги которой вымощены массовыми казнями и геноцидом, в деревню, из которой выжили семьи иезидов Курдистана; анимационный фильм «Символ веры» Амира Вахеди – все эти фильмы не просто говорят об исламе и мусульманах, но и о самой вере, о том, что она значит для человека и как спасает его в трудной ситуации. Человеку нужно во что-то верить, пусть это что-то будет высшим проявлением мира.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle