Эпоха перемен: в чем был успех и новизна медресе «Мухаммадия» при Баруди?

2022 год был очень значимым для мусульманской уммы Татарстана. В этом году исполнилось 1100 лет со дня официального принятия ислама нашими предками в Волжской Булгарии, 140 лет медресе «Мухаммадия» и 165 лет ее основателю Галимджану Баруди.

Историю становления учебного заведения, этапы ее становления, фотографии шакирдов и преподавателей, уникальные документы, имеющие отношение к «Мухаммадие», иллюстрирует выставка, которая открылась сегодня в Музее исламской культуры в мечети Кул Шариф.

Специально для выставки «Медресе эпохи перемен» художником Русланом Ибрагимовым были созданы акварельные рисунки, иллюстрирующие сцены из жизни шакирдов медресе.

36-летнюю деятельность «Мухаммадии» можно разделить на 5 периодов:

Истоки

Медресе «Мухаммадия» основана в 1882 году отцом Галимджана Баруди – Мухаммеджанов Галеевым. Учебное заведение стали называть «Мухаммадией», а также «Галеевской».

Желающих обучаться в медересе у Баруди было настолько много, что они не помещались в комнатах учебного здания, пришлось открывать еще одно подпольное помещение.

Семья Баруди (стоит отметить, что Баруди – ненастоящая фамилия духовного лица) была представителями среднего, достаточно образованного класса. Отец Баруди занимался торговлей, был состоятельным.

В их семье образованию всегда уделялось большое значение, поэтому Баруди получил образование в Бухаре и всю жизнь посвятил просвещению.

Время перемен

1890-1904 гг. – появляется и крепнет начальная новометодная школа, но само медресе по-прежнему остается традиционно богословским учебным заведением, что вызывает недовольство шакирдов, желающих продолжения перемен и в медресе.

В этот период происходит становление Г. Баруди как богослова-реформатора, мударриса (педагога) и общественного деятеля.

Обучение по-новому требовало новых учебников. Только в 1890-е гг. Г.Баруди написал и издал более 10 учебников. Учебники эти неоднократно переиздавались тысячными тиражами и широко использовались.

Естественно, что не только мектеб (начальные классы), но и само медресе (средние и старшие классы) требовали изменений. И Г.Баруди приходилось искать свои методы, прокладывать свой путь в деле реформирования образования.

В этот же период Г.Баруди пришлось заниматься и строительными делами, так как во время большого пожара в 1898 г. здание медресе сгорело дотла.

Реформа медресе

1905–1908 гг. – время больших перемен в жизни медресе «Мухаммадия». В условиях начавшейся революции развивалось татарское национальное движение. Составной его частью стало движение шакирдов за реформу медресе, зачинателями которого стали шакирды «Мухаммадии».

По их требованию в медресе коренным образом менялась система преподавания. В программу были включены новые светские предметы, изменения коснулись и преподавания богословских дисциплин. Для введения новых предметов потребовались знающие их учителя-мугаллимы. Большинство из них были шакирдами Г.Баруди.

Были привлечены к работе в медресе такие общественные деятели, как Юсуф Акчура (политическая история), адвокат Саидгарай Алкин (право), доктор Абубекр Терегулов (гигиена), Фатих Амирхан (история политических партий, география) и др.

Ссылка Баруди

1908–1912 гг. – время отсутствия высланного из Казани Г.Баруди. Под руководством его брата Габдрахмана Галеева и мугаллима Ахметзяна Мустафина фактически лишь сохраняется достигнутое им. Г.Баруди получает разрешение возобновить просветительскую деятельность в медресе лишь в 1912 году.

Расцвет «Мухаммадии»

1913–1918 гг. – «Мухаммадия» наряду с медресе Галия в Уфе и Хусаиния в Оренбурге становится кузницей кадров татарской интеллигенции. Именно в эти годы в медресе произошли существенные изменения.

С 1913/14 учебного года медресе начало работать на основе новой, постоянной программы. Как следует из этой программы, медресе состояло из годичного подготовительного отделения, шестигодичной начальной, шестигодичной средней и трехгодичной высшей школы, т.е. полный курс медресе составлял 16 лет (Махмутова А.Х. Традиционные учебные заведения и новометодное образование / TATARICA т.6, сс. 810-811).

Школа для девочек Магруй абыстай

Отдельно от мальчиков образование могли получать и девочки в школе (мектеб) Магруй абыстай (жены Галимджана Баруди) при медресе «Мухаммадия».

Школа функционировала с 1890 года. Здесь учились 3 года. В учебном процессе использовались методики Баруди. После смерти Магруй абыстай,  школу возглавила ее помощница, и сделала ее одним из ведущих дореволюционных учебных заведений для девочек-мусульманок.

Известные личности, получившие образование в «Мухаммадие»

«Мухаммадия» выпустила целую плеяду видных татарских деятелей науки, культуры, искусства, политики. До революции оно было кузницей мусульманской интеллигенции.

«Мухаммадия» стала альмаматер таких известных фигур: Хусаин Ямашев, Махмуд Дулат-Али, Камиль Якуб, Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Салих Сайдашев, Фатих Амирхан, Наки Исанбет, Мажит Гафури, Фатхи Бурнаш, Зариф Башири, Миргазиз Укмасый, Баки Урманче, Фазыл Туйкин, Галимжан Шараф, Бурхан Шараф, Гали Рахим и другие.

В чем был успех и новизна учебного заведения Баруди?

В системе обучения, новых предметах, методе обучения, использовались новые учебники, новое оборудование (парты, доски и т.п.), новые пособия (карты, таблицы, глобусы и т.д.), новая система оценивания.

В медресе вводится преподавание языков (татарского, русского). При медресе функционирует библиотека, насчитывающая более 3000 книг.

Современная история

Вновь свои двери «Мухаммадия» открыла в 1993 году. «Мухаммадия» сегодня имеет статус татарского медресе – высшего религиозного учебного заведения.

На данный момент существует две ступени обучения в медресе – 3 и 5 лет. Преподавание ведется на татарском и русском языках.

Обучаются шакирды разных возрастов, национальностей как женского, так и мужского пола. Обучение в «Мухаммадие» в наше время совместное.

В 2016 году казанское медресе возглавил муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. В 2021 году отреставрировано здание медресе, в 2022 году построено общежитие и административное здание.

Медресе «Мухаммадия» сыграло важную роль в татарском дореволюционном просветительстве, а современное учебное заведение занимает важнейшее место в системе российского исламского образования.

 

Социальные комментарии Cackle