Мусульмане Эстонии: из истории татарской общины Нарвы
В прошлых наших статьях мы рассказывали об истории проникновения ислама в Северную Прибалтику и жизни татар в Эстонии в XIX-начале XX века. Продолжая данный цикл, нашу нынешнюю статью мы посвящаем жизни татар в эстонском городе Нарва в первой половине XX века.
В 1860-х годах татарские торговцы в основном обосновались в трех городах Эстонии – Нарве, Таллине и Раквере. Именно они составляли основную часть живущих здесь татар. Причем самой многочисленной считалась татарская община в Нарве. Подтверждением постоянного проживания татар в этих городах является возникновение в них во второй половине XIX века мусульманских кладбищ.
Из-за Первой мировой войны, последующего свержения царской власти, а также суматохи гражданской войны татарская община в Эстонии сократилась, однако не потеряла своей значимости. После распада Российской империи, 24 февраля 1918 года Эстония провозгласила свою независимость. Первая исламская община в независимой Эстонии была официально зарегистрирована в Нарве в 1928 году как «Нарвский Магометанский Приход» («Narva Muhamedi Kogudus»).
Датой создания «Нарвского Магометанского Прихода» («Нарва Җәмиг Исламиясе») можно считать 24 марта 1928 года. Именно в этот день в Нарве собрались татары-мусульмане из эстонских уездов Вырумаа, Тартумаа и Нарва. На этом собрании было принято решении о создании специального общества для защиты интересов мусульман Эстонии, основное большинство которых были татары. Кроме того, общество должно было заниматься сохранением культуры, традиций и языка татар.
Для этого была создана комиссия, которую возглавил Зиннатулла Сайфулла. Кроме него в комиссию вошли секретарь Сафа Низаметдин и казначей Мустафа Хайретдин. Особой энергичностью и рвением отличался Сафа Низаметдин, который только что окончил эстонскую среднюю школу и собирался поступать в Дерптский университет.
Он вместе с Зиннатуллой Сайфулллой разработал устав общества. Вот некоторые его пункты:
Вероучение и порядок духовных обрядов «Нарвского Магометанского Прихода»
Приход исповедует учение ислама, основные начала которых следующие:
1) Вера в Единого Бога и Его Пророка Магомета.
2) Молитва 5 раз в день и открытое богослужение в мечети в каждую пятницу.
3) Месячный пост в году.
4) Дарение 1/40 части имущества бедным.
5) Состоятельный магометанин обязан не менее одного раза в своей жизни предпринять паломничество в Мекку.
6) Почитание всех вероисповеданий.
7) Требование телесной и душевной чистоты.
8) Требование правды и справедливости во всех делах.
9) Оказание уважения согражданам и стремление быть полезным обществу.
10) Желание добра всем людям, в частности во всех делах оказывать уважение и почтение женщинам.
Позже татары купили в Нарве большой деревянный дом, который использовался для нужд общины, в том числе как мечеть и школа. Нарвская община старалась активно сохранять татарское национальное самосознание. В последующем второе исламское общество было зарегистрировано в 1939 году в Таллине (Таллинская религиозная ассоциация Магомета).
Продолжение следует…
Источники:
1. Устав «Нарвского Магометанского Прихода».
2. Янга милли юл. № 8-9, июль 1938.
3. Тоомас Абелине. Ислам в Эстонии. Таллин, 2008.
«Булгарские» святые и ученые в Средней Азии
Начиная с XVII века наблюдается рост контактов татар со Средней Азией. Во времена правления Петра I торговая политика России еще больше сблизила татар и среднеазиатских торговцев в казахских степях, а также привела к увеличению числа татар в городах Средней Азии, особенно в Бухаре и Ташкенте.
Читайте также:
-
Что говорится в исламе о прохождении перед совершающими намаз?
Вопрос:
Не раз приходилось видеть, как в мечети (обычно, когда в ней много людей) некоторые проходят перед совершающими намаз, а те, в свою очередь, выставляют вперед руку, как бы говоря проходящему, что он плохо поступает. Меня интересует, есть ли такое расстояние от человека, совершающего намаз, когда пройдя перед ним, мне греха не будет. И вообще, что говорится в исламе о прохождении перед совершающими намаз?
Ответ:
В известном труде по ханафитскому фикху мухтасар «Аль-Викая» шейха Убайдуллы ибн Мас’уда (ум. в 747 г. по Хиджре) говориться следующее:
«Запрещается (макрух-тахрим, действие очень близкое к хараму)
-
Салят аль-Витр (Витр намаз)
Этот намаз является ваджибом,состоит из 3-х рака'атов, и в каждом рака'ате необходимо читать "Фатиху" и любую суру.
Айша радыяллаху анха сказала:"Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям после первых двух рака'атов витра не совершал салям". (Хаким)
Из сунны: после "Фатихи" в 1 рака'ате – сура "А'ля", во 2 рака'ате – сура "Кафирун", в 3 рака'ате – "Ихлас" ("Фаляк", как считают некоторые люди).
-
Дозволено ли читать намаз человеку, употребляющему алкоголь?
Может ли человек встать на намаз человек, который употребляет алкоголь? Некоторые говорят, что необходимо подождать сорок дней и лишь потом можно начать поклонение. Так ли это?
-
7 признаков любви к Пророку Мухаммаду (мир ему)
На протяжении своей жизни человек испытывает разные виды любви разной степени. Одна из форм любви, которая постоянна для искреннего верующего – это любовь к посланнику Аллаха (мир ему).
-
Факты, которые мусульманин должен знать о посте
Для кого пост является фардом? Фарды поста. Условия действительности поста. Нарушение поста. Каффарат.
-
10 особенностей Пророка Нуха (а.с.)
Аллах Всевышний дал пророку Нуху (а.с.) десять особенностей. Он был первым из великих пророков улуль-азм. Его шариат отменил прежние шариаты. Шариаты пророков Идриса и Шита (мир им) завершились и нашли в нем свое продолжение. Его называли вторым праотцом человечества. Он был направлен ко всем людям. В День воскрешения он восстанет из могилы вторым после Расулюллаха (с.г.в.).
-
Каково истинное предназначение человека на земле?
Время от времен под давлением мирских проблем или по причине увлеченности верующий может забывать о своем предназначении с религиозной точки зрения и в целом терять ориентир – для чего ты послан и в чем суть земного путешествия.В Коране Всевышний разъясняет и напоминает о сути мирской жизни и предназначении человека. Вспомним некоторые из этих аятов...
-
Немусульмане, которые удостоились уважения самого пророка Мухаммада (ﷺ)
Что вы чувствуете, когда общайтесь с человеком, который не верит в Единого Творца? Какие мысли приходят вам в голову? А как бы на эти вопросы ответил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – лучший из людей?