«Булгарские» святые и ученые в Средней Азии

Начиная с XVII века наблюдается рост контактов татар со Средней Азией. Во времена правления Петра I торговая политика России еще больше сблизила татар и среднеазиатских торговцев в казахских степях, а также привела к увеличению числа татар в городах Средней Азии, особенно в Бухаре и Ташкенте.

К началу XIX века в большинстве крупных городов Средней Азии проживали татары, или, как их называли жители Средней Азии, «нугай» или «булгар».

В эти татарские общины входили как временные люди, такие как торговцы, студенты и ученые, так и те, кто решил поселиться там навсегда.

В последнюю группу также входили купцы, ремесленники, ученые и суфии, многие из которых в свое время бежали из России.

Некоторые из этих татар имели тесные связи с местными властями, служа муллами, суфийскими шейхами, придворными и военными в различных ханствах. Татарские эмигранты и заведения, которые они содержали, часто служили перевалочным пунктом для недавно прибывших купцов и студентов из России, они также помогали обустроиться и установить необходимые связи в городе.

Однако эти связи существовали задолго до вхождения мусульман Волго-Уралья в состав Русского государства. Существует множество легенд, описывающих похождения татар, которые направлялись в Среднюю Азию, жили там какое-то время и вернулись в Россию.

Это интересно: Бухарские общины в Российской империи

Дошедшие до нас легенды свидетельствуют о том, что присутствие татар тех в далеких краях было обычным явлением. В Бухаре, например, находится могила и махалля Ходжа Булгар. Его жители утверждали, что Ходжа Булгар был сыном правителя Булгара. Согласно легенде, он поссорился со своим отцом и переехал жить в Бухару.

В Бухаре он поселился в худжре, келье для отшельников (чиллахона) при квартальной мечети. Там он умер, и его могила стала местом посещения. Именем «Ходжа Булгар» также названо кладбище и водоем (хауз) в городе.

В других бухарских легендах Булгар Ходжа идентифицируется как суфий XIV века Хасан бин Умар аль-Булгари. Считается, что он обучил местных мастеров искусству обработки кожи, а также имел своих мюридов из местного населения.

По всей вероятности, именно его могилу имел в виду Шигабутдин Марджани, сообщая, что ученый из Каргалов (Сеитов Посад) по имени Хусейн ибн Мухаммад ибн Умар аль-Булгари аль Кирмани умер в Бухаре в 1857 году и был похоронен рядом с могилой Хасана бин Умара аль-Булгари.

В своей генеалогии, составленной в 1805 году в «Таварих-и Булгария», татарский и башкирский суфий и историк Таджетдин Ялчыгул аль-Булгари записал полулегендарный рассказ об одном из своих предков, Кул-Али ибн Мир-Хаджи, который родился недалеко от устья реки Зай (территория современного Татарстана).

Его отец служил имамом у местного хана Бараджа, и Кул-Али переехал учиться в Хорезм, где был мударрисом в течение 45 лет. Когда некий Туси-хан прибыл из Китая, чтобы разрушить Хорезм, Кул-Али бежал к казахам и жил среди них, прежде чем вернуться в устье Зая. Он умер там в возрасте 110 лет, во время разрушения Булгара Амиром Тимуром.

Сыном Кул-Али был Мир-Али, который, как и его отец, уехал учиться в Хорезм. Он был мударрисом в Ургенче тридцать лет и умер там. Его сын Мир-Шариф шестьдесят лет был имамом и мударрисом в Ургенче и Хиве и умер там же.

Сыном Мир-Шарифа был Мир-Саид, которого, по словам Т. Ялчыгула, считают одним из величайших ученых того времени. Говорят, что он жил в деревне Седжавенд, и написал труд под названием «Фараиз». Он умер от рук персидского правителя Надир-шаха, завоевавшего Хорезм в 1740 году.

В данном случае интересна не сама историческая точность информации, о которой пишет Таджетдин Ялчыгул, а присутствие в его родословной несколько поколений предков являвшимися видными учеными в Средней Азии.

Нужно отметить, что сведения об ученых, богословах, имеющих нисбу «Булгар», «Булгари», имеются в письменных источниках, начиная с Х по ХХ века.

Так татарский ученый Гамирзан Давлетшин составил список 17 ученых и писателей с нисбой «Булгари», которые жили в промежутке между Х и ХIII веками.

Продолжение следует…

Использованные источники:
1. Исследования американского ученого Аллена Франка.
2. Мирастан биш сәхифә: XVII–XIX гасырлар әдәби-тарихи ядкярләре. Казан., 2011.

Социальные комментарии Cackle