Метод ханафитского мазхаба

Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) избегал случайного таклида (подражания) в суждениях. Его учитель Хаммад ибн Сулейман знал об этом. Так как Абу Ханифа вступал с ним в диспуты по разным вопросам, и не принимал ни одного мнения, с которым не соглашался его разум. Именно поэтому он считал свободным в том, что не было ограничено Кораном, сунной и фетвами сахабов. Он изучал высказывания табиунов, так как считал себя компетентным, и изучив все за и против, принимал решение.

Ибн Абдильбарр в своей книге «аль-Интика» в этой связи приводит следующий риваят: «Саид ибн Аруба рассказывал: «Я прибыл в Куфу и принял участие в меджлисе Абу Ханифы. Однажды он вспомнил об Османе ибн Аффане и жалея его долго призывал на него милость Всевышнего. Я сказал ему: «Я не вижу здесь никого кроме тебя, кто призывал бы на Османа милость». Как мы видим, он не потакал ни народу, ни правителям, не поддавался влиянию ни чрезмерной любви, ни ненависти. Он следовал тем путем, который считал правильным.

Свой метод, он объяснял следующим образом: «Все, что пришло от пророка – это истина. Таким же образом мы отдаем предпочтение тому, что было передано от сахабов. Что же касается остального, то и они специалисты, и мы специалисты». В одном из риваятов Яхья ибн Маин передает следующие слова Абу Ханифы: «Сначала, я обращусь к книге Аллаха. Если не найду там ответа, то обращусь к сунне посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Если и там не найду ответа, то обращусь к словам сахабов, и выберу из них то, что мне нужно. Если же дело дойдет до Ибрагима, Шаби, Хасана и Аты, то я, как и они прибегну к иджтихаду».  Таков метод, на котором Абу Ханифа (рахимахуллах) построил свой мазхаб.

Конечно же, это не означает, что он никогда не брал высказывания табиунов. Наоборот, среди высказываний табиунов, он выбирал необходимые ему. В большинстве случаев, он отдавал предпочтение мнению Ибрагима ан-Нахаи. Даже можно сказать, что когда он не знал какому из двух мнений отдать предпочтение, он следовал мнению Ибрагима ан-Нахаи. Ученые науки «усуль-фикх» последующих поколений, более четко определили эти рамки. В соответствии с этим, доказательствами в усуль-фикхе ханафитского мазхаба, являются:

1- Коран;

2- Сунна мутаватир, машхур и ахад;

3- Иджма;

4- Мнение сахабов, если оно не противоречит кыясу;

5- Кыяс, урф и истихсан.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle