Метод ханафитского мазхаба
Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) избегал случайного таклида (подражания) в суждениях. Его учитель Хаммад ибн Сулейман знал об этом. Так как Абу Ханифа вступал с ним в диспуты по разным вопросам, и не принимал ни одного мнения, с которым не соглашался его разум. Именно поэтому он считал свободным в том, что не было ограничено Кораном, сунной и фетвами сахабов. Он изучал высказывания табиунов, так как считал себя компетентным, и изучив все за и против, принимал решение.
Ибн Абдильбарр в своей книге «аль-Интика» в этой связи приводит следующий риваят: «Саид ибн Аруба рассказывал: «Я прибыл в Куфу и принял участие в меджлисе Абу Ханифы. Однажды он вспомнил об Османе ибн Аффане и жалея его долго призывал на него милость Всевышнего. Я сказал ему: «Я не вижу здесь никого кроме тебя, кто призывал бы на Османа милость». Как мы видим, он не потакал ни народу, ни правителям, не поддавался влиянию ни чрезмерной любви, ни ненависти. Он следовал тем путем, который считал правильным.
Свой метод, он объяснял следующим образом: «Все, что пришло от пророка – это истина. Таким же образом мы отдаем предпочтение тому, что было передано от сахабов. Что же касается остального, то и они специалисты, и мы специалисты». В одном из риваятов Яхья ибн Маин передает следующие слова Абу Ханифы: «Сначала, я обращусь к книге Аллаха. Если не найду там ответа, то обращусь к сунне посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Если и там не найду ответа, то обращусь к словам сахабов, и выберу из них то, что мне нужно. Если же дело дойдет до Ибрагима, Шаби, Хасана и Аты, то я, как и они прибегну к иджтихаду». Таков метод, на котором Абу Ханифа (рахимахуллах) построил свой мазхаб.
Конечно же, это не означает, что он никогда не брал высказывания табиунов. Наоборот, среди высказываний табиунов, он выбирал необходимые ему. В большинстве случаев, он отдавал предпочтение мнению Ибрагима ан-Нахаи. Даже можно сказать, что когда он не знал какому из двух мнений отдать предпочтение, он следовал мнению Ибрагима ан-Нахаи. Ученые науки «усуль-фикх» последующих поколений, более четко определили эти рамки. В соответствии с этим, доказательствами в усуль-фикхе ханафитского мазхаба, являются:
1- Коран;
2- Сунна мутаватир, машхур и ахад;
3- Иджма;
4- Мнение сахабов, если оно не противоречит кыясу;
5- Кыяс, урф и истихсан.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.
Читайте также:
-
Почему Всевышний Аллах давал самые тяжелые испытания своим пророкам?
В одном из хадисов сказано, что даже колючка, попавшая в ногу, является расплатой и прощением за грехи. Соответственно тяжелые испытания и беды, есть искупление и путь к прощению Всевышним и Прощающим Аллахом. Также не стоит забывать слова Посланника Аллаха (ﷺ), по которым, чем крепче вера раба, тем труднее даются ему испытания. А значит и место в раю, будет определятся по сложности данных ему испытаний.
-
Усыновление в исламе
В современном мире вопрос усыновления детей и воспитания их крайне актуален. Ислам поощряет тех, кто присматривает за сиротами, дает им жилище и растит так, как собственных детей. Человек, давший сироте дом и вырастивший его, заслуживает многих наград, и прощение грехов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Тот, кто воспитает двух девочек до совершеннолетия, в Судный день будет со мной рядом"
-
10 качеств, которыми должен обладать мусульманин
Ислам – это всеобъемлющая система, которая влияет на все сферы жизни человека. Мы слышали это миллионы раз, но в большинстве случаев тяжело точно понять, что это значит и какую роль это играет в нашей жизни. Первое, на чем должен быть сконцентрирован мусульманин, это преобразование и совершенствование себя. Эти 10 качеств, согласно учениям ислама, то, к чему должны стремится мусульмане.
-
6 видов милостыни, которую можно дать, не имея денег
Милостыню может дать абсолютно каждый человек, ведь садакой является не только что-то материальное. В исламе садакой являются и благие дела, совершая которые мы даже не подозреваем, что даем милостыню.
-
Правда ли, что любовь к родине - это часть имана?
Многие слышали такую фразу «В исламе нет национальностей». Если ее правильно понимать, она должна означать, что в исламе нет места национальной исключительности. Но некоторые чересчур усердные мусульмане иногда понимают ее превратно.
-
Как на самом деле звали последнюю жену Пророка Мухаммада (мир ему)?
Исламские учёные единодушны в том, что именно после свадьбы Пророка (мир ему) с Маймуной бинт аль-Харис, его последней женой, Аллах открыл следующий аят...
-
9 признаков мудрого человека
Вам, наверняка приходилось слышать совет: старайся быть не только умным, но и быть мудрым. Люди часто задаются вопросом – какая разница между знанием и мудростью? Но если подумать, то окажется, что разница между этими двумя понятиями весьма существенна.
-
Когда нужно делать тасбих: после фарз- или суннат-намаза?
Некоторые братья мусульмане начинают делать тасбих сразу после фарз намаза и в последнее время начали активную агитацию... Хотя имам и остальные прихожане мечети совершают тасбих после суннат намаза. Помогите, пожалуйста, разобраться...