День, когда Абу Бакр и Умар чуть не лишились всех своих благодеяний

Посланник Аллаха (мир ему) однажды находился в компании сподвижников, когда к ним подошли представители племени Бану Тамим. Как для любого племени, принимавшего Ислам, Посланник Аллаха (мир ему) решил выбрать для них предводителя. Разумеется, Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах), принимавшие участие в собрании, решили предложить наилучшую, с их точки зрения, кандидатуру.

Абу Бакр предложил Посланнику Аллаха (мир ему) выбрать в качестве предводителя сподвижника по имени Ка’да бин Ма’бад. Умар был против и предложил кандидатуру аль-Акры бин Хабиса. Взаимное несогласие переросло в полноценный спор и вскоре Абу Бакр с Умаром стали разговаривать на повышенных тонах и перекрикивать друг друга так, что голос Посланника Аллаха (мир ему) стал совсем неслышим.

В этот момент Всевышний Аллах ниспослал Своему Пророку (мир ему) следующий аят:

«О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого». (Сура аль-Худжурат, аят 2)

В этой истории есть несколько полезных для верующих уроков.

Уважение к Посланнику Аллаха (мир ему) и его слову

Всевышний Аллах упрекнул Абу Бакра и Умара, за то, что они позволили себе поднять голос в присутствии Его Посланника (мир ему).

Этот приказ выходит за рамки только повышения голоса при Пророке (мир ему). Когда речь заходит о Сунне или пророческой традиции или образа жизни Пророка (мир ему) верующим непозволительно критиковать что-либо, порицать это или не соглашаться.

По словам Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), этот аят в принципе запрещает мусульманам выражать несогласие со словами Посланника Аллаха (мир ему) и как-либо критиковать его решения. Причем, этот запрет вневременный, то есть он актуален до Судного Дня.

Отношение к Сунне у людей, считающих себя мусульманами, должно быть таким, каким оно было у Имама Малика. Когда ученики собирались у его дома для уроков по фикху или акыде, он выходил к ним и сразу начинал занятия.

Когда ученики собирались для уроков по хадису, он не выходил к ним, не совершив полного омовения. Выйдя к ученикам, он сначала читал этот аят: «О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка…», чтобы напомнить себе и своим ученикам о том уважении, которое они должны оказывать словам Посланника Аллаха (мир ему).

Реакция Умара на замечание Всевышнего Аллаха: как верующим следует реагировать на свои ошибки

После ниспослания этого аята, сподвижники сообщали, что в присутствии Посланника Аллаха (мир ему) Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) никогда не говорил громко. Доходило даже до того, что Посланник Аллаха (мир ему) просил Умара говорить громче, потому что голос Умара в присутствии Пророка (мир ему) становился очень тихим.

Когда пришло постановление Всевышнего Аллаха, Умар незамедлительно принялся его выполнять на постоянной основе. Он не раздумывал дважды и не делал наполовину. Он сразу стал исполнять приказ Аллаха и исполнял его постоянно.

А теперь обратите внимание на себя. Есть ли в вашей жизни что-то такое, что вам тяжело принять? Может быть, есть какое-либо предписания в Исламе, которое вам выполнять очень сложно, и вы ищите компромиссы для себя? Тогда вам стоит брать пример в отношении предписания Ислама с Умара (да будет доволен им Аллах).

Случай с Сабитом: страх лишения своих благих деяний

Когда сподвижник Пророка (мир ему) Сабит бин Кайс аш-Шаммас, который был вынужден говорить громко из-за своей глухоты узнал о ниспослании этого аята, он впал в отчаяние. Находясь в компании Посланника Аллаха (мир ему) он был вынужден говорить громко и теперь боялся лишиться своих благодеяний, как сказано об этом в Коране. Он думал, что запрет касается и его и стал сторониться компании Посланника Аллаха (мир ему). Однако Пророк (мир ему) и другие сподвижники это заметили.

Когда Посланник Аллаха (мир ему) и другие сподвижники навестили Сабита бин Кайса (да будет доволен им Аллах), они поинтересовались почему он перестал посещать собрания с Посланником Аллаха (мир ему). Сабит бин Кайс объяснил, что вынужден говорить громко с окружающими из-за проблем со слухом. Пророк (мир ему) успокоил Сабита, сообщив, что Всевышний Аллах предопределил ему Рай.

Несмотря на то, что предупреждение о лишении всех благодеяний в этом аяте касалось Абу Бакра и Умара, Сабит воспринял предписание Аллаха очень лично. Точно так же и все верующие должны реагировать на все приказы Аллаха в Коране, вне зависимости от контекста или причин ниспослания.

Как шайтан эксплуатирует наши разногласия

Спор Абу Бакра и Умара состоялся в недопустимом виде и в недопустимом случае: в присутствии Посланника Аллаха (мир ему) и делегатов из племени, желавших обратиться в Ислам.

Шайтан сделает все возможное для того, чтобы не допустить процветание Ислама. В данном случае, он настроил друг против друга двух братьев-мусульман. Их спор привел к тому, что под удар попало нечто важнее определения предводителя племени – уважение к самому Пророку (мир ему).

Когда ваши разногласия с родственниками или другими мусульманами достигают апогея, никогда не позволяйте шайтану использовать это в своих интересах. Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими Аллах) указал на их ошибку Всевышний Аллах и Его Пророк (мир ему). Нам же стоит быть осторожнее, чтобы не допускать подобного в своей жизни.

Чувствительность к совершению ошибок

Этот случай демонстрирует нам, что сподвижники Пророка Всевышний Аллах упрекнул Абу Бакра и Умара, за то, что они позволили себе поднять голос в присутствии Его Посланника (мир ему), даже такие как Абу Бакр и Умар, не были идеальными людьми, которые никогда не ошибались и не совершали грехов. Однако их реакция на свои ошибки является для нас моделью поведения и примером.

Однако, многие мусульмане думают, что сподвижники были безгрешны, как ангелы. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) никогда не достигали совершенства, однако их человеческий нрав был совершенен. Они моментально реагировали на свои ошибки и грехи самым лучшим образом.

Опасность лишения благих деяний

Представьте себе, что вы и ваша семья в одночасье лишилась всего имущества. Нет больше средств к существованию, жилья, работы и т.д. А теперь представьте, что вы лишились всех своих благих дел. Какое из лишений огорчит вас больше всего?

Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) считали, что потеря всех своих благих дел – наихудшее, что с ними может произойти. Когда Сабита бин Кайса спросили что с ним произошло, из-за чего он перестал появляться в обществе Пророка (мир ему), он ответил: «Беда!», переживая о своих благих деяниях.

Аллах 16 раз упоминает в Коране о лишении благих деяний. Нам следует знать, что может привести нас к этой печальной участи, чтобы не допустить этого в нашей жизни. Даже если лучшие из мусульман – Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) стояли в шаге от лишения всех своих благодеяний, то что говорить о нас?

В этих нескольких аятах мы учимся относиться друг другу наилучшим образом. Мы знаем, что мусульмане ссорятся друг с другом и даже, к сожалению, сражаются. Споры и разногласия - нечто естественное, что происходит между людьми. Тем не менее, именно то, как мы разрешаем наши споры, говорит о нашем нраве.

В следующий раз, когда мы станем спорить с единоверцами, мы должны помнить, как отреагировали Абу Бакр и Умар (да будет доволен к ним Аллах) на возникшее недопонимание, но самое главное, мы должны быть уверены, что не ведем спор против предписаний Аллаха и Его Посланника (мир ему).

Islam-today

Социальные комментарии Cackle