В 1931 году археолог Томас Виттемор от имени Американского Византийского института обратился к возглавлявшему правительство Турции Исмету Иененю с предложением отреставрировать мозаичные панно, оставшиеся с тех времен, когда Айя София была главным христианским храмом Византийской империи.
В действительности, под вывеской института скрывался партнер Джона Рокфеллера Чарльз Крэйн, с которым еще во времена войны за независимость тогдашний национальный лидер Кемаль Ататюрк обсуждал будущее Айи Софии и именно в то время родилась идея о превращении ее в музей.
Ататюрк создал комиссию, в которую вошли девять человек. Восемь из них выступили за прекращение совершения религиозных обрядов в Айя Софие. Лишь профессор Экхард из Германии выступил против, указывая, что используясь как культовое сооружение, здание мечети лучше сохраняется.
24 ноября 1934 года Совет министров Турции принял решение о превращении Айя Софии в музей и 1 февраля 1935 года он открыл свои двери для посетителей.
Как писал в обращении к премьер-министру тогдашний министр просвещения Турции Абидин Озмен: «Если превратить Айя Софию в музей туристический поток в Стамбул вырастет в два раза. Те, кто молился в Айя Софие, могут молиться в других близлежащих мечетях».
Стоит отметить, что Айя София стала не единственной мечетью, закрытой турецкими властями.
Сотни мечетей по всей Турции в то время были закрыты и даже разрушены.
Старинные ковры, украшавшие пол Айя Софии были разрезаны на куски и розданы в разные места, а люстры и канделябры были переплавлены на металл.
Медресе при Айя Софие, первое учебное заведение Османской империи, также было закрыто.
Известный историк культуры, работавший в те годы в газете «Тан», Ибрагим Хаккы Коньялы, рассказывает: « Однажды я встретил архитектора археологического музея Кемаля Алтана. Он, со слезами на глазах, сообщил: «По распоряжению из Анкары мы должны сегодня вечером снести четыре минарета Айя Софии». Я посоветовал ему написать ответ, в котором будет сказано, что эти четыре минарета поддерживают купол и если их снести, то Айя София разрушится. После этого властями было принято решение не сносить минареты».
При превращении Айя Софии в музей были также очищены мозаичные фрески, замазанные штукатуркой после завоевания Стамбула. Многие верующие тогда посчитали, что это было сделано специально, чтобы «оправдать» запрет на совершение молитв в помещении, где присутствуют изображения людей.
В течение всего времени пока проводились работы по превращению мечети в музей, ее здание было оцеплено полицией.
До сих пор продолжаются споры о том, кто персонально распорядился превратить символ Османской империи в музей. Дело дошло до того, что подпись Ататюрка на правительственном указе, санкционировавшем перепрофилирование Айи Софии из культового здания в учреждение культуры, была признана фальшивой. Также выяснилось, что сам указ не был зарегистрирован в журнале официальной информации.
Кроме этого, по мнению юристов, он противоречил Конституции и закону страны, в котором говорилось, что места поклонения не могут быть использованы в иных целях.
По мнению турецких историков превращение Айи Софии в музей было актом волюнтаризма со стороны тогдашнего руководства Турции.
В то время Ататюрк якобы сообщил турецкому политику Джелалю Байару, своему однопартийцу и будущему президенту Турции: «Если мы превратим Айю Софию в музей, то это будет благосклонно оценено Грецией». Благосклонность Греции была нужна Ататюрку при подписании так называемого «Балканского пакта» - военно-политического союза Греции, Румынии, Турции и Югославии, заключённого в Афинах 9 февраля 1934 года с целью сохранения на Балканах послеверсальского соотношения сил.
В 50-х годах прошлого века впервые был поднят вопрос о возвращении Айя Софие статуса мечети. К этому призывали многие общественные и националистические организации. Однако тогдашнее руководство Турции не желало обострять отношения с Грецией, своим союзником по НАТО.
В 1967 году, когда папа римский Павел VI во время посещения Айя Софии попытался встать на колени и помолиться министр иностранных дел Турции Ихсан Сабри Чаглаянгиль заявил ему: «Это место более не мечеть и не церковь, а музей. Здесь не может проводиться никаких религиозных церемоний» и постарался помешать ему совершить молитву.
Тем не менее, так называемая «султанская ложа», где во времена Османской империи молились царственные особы, была открыта для молитв в августе 1980 года. Однако после военного переворота 12 сентября того же года молиться в Айя Софие вновь было запрещено.
В 1992 году по распоряжению тогдашнего премьер-министра Йылдырыма Акбулута «султанская ложа» вновь была открыта для совершения молитв.
С недавних пор различные общественные организации Турции добиваются открытия Айи Софии в качестве мечети.
31 мая 2014 года Анатолийская молодежная ассоциация провела массовую утреннюю молитву перед воротами Айя Софии под девизом: «Порвать цепи, открыть Айю Софию».
Стоит отметить, что христиане также претендуют на возвращение этого храма.
В США существует движение «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). Его президент, Крис Спиру, заявил в одном из интервью: «Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия…»
Пока же правящая партия Справедливости и Развития, которую многие считают «умеренной происламской партией» не стремится развивать дискуссию по данному вопросу, видимо полагая, что ее можно будет начать в подходящий момент.
Ильдар Мухамеджанов
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!