Знаете ли вы, что у верующих есть 3 обязанности перед Кораном?

Рамадан традиционно называют месяцем Корана. Ведь именно в этом месяце ангел Джибриль передал Пророку (мир ему) первые аяты Корана:

«Читай (о, Пророк) (что ниспосылается тебе) с именем Господа твоего, Который сотворил (всё сущее) (и Который) сотворил человека из сгустка (крови)! Читай (о, Пророк) (что ниспосылается тебе), а Господь твой – щедрейший, Который научил (людей) (письму) пером [письменной тростью], научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5).

Поэтому по традиции верующие проводят этот месяц за особенно усердным чтением Корана – те, кто знают его наизусть, повторяют выученное; остальные стараются выучить еще несколько новых сур или аятов; во многих медресе приостанавливаются все уроки, кроме уроков таджвида – правил чтения Корана.

Все это, без сомнения, очень хорошо и правильно. Однако многие ли из мусульман задумываются о том, что мы должны делать, чтобы соблюсти права священной Книги и уважение к ней? Давайте подумаем об этом и еще раз перечислим эти вещи.

Все мы знаем внешние адабы (этикет) уважительного отношения к Корану. В частности, о том, что брать и читать Коран следует в состоянии омовения, в чистой одежде, чистыми руками; его нужно класть на специальную подставку или на стол – нельзя класть его под ноги, на пол; во время чтения Корана не следует отвлекаться без особой необходимости на какие-то мирские разговоры и иные дела; читать священную Книгу нужно по определенным правилам, соблюдая правильное произношение арабских букв.

Однако, есть еще некоторые моменты, на которые мы далеко не всегда обращаем внимание при чтении Корана, но они также важны, как и вышеперечисленные.

Большой ученый и праведник первых веков ислама, имам Харис аль-Мухасиби в своей книге «Рисалят аль-мустаршидин» (Послание ищущим наставления) подробно останавливается на тех важных моментах, которые следует иметь в виду верующим при чтении Св. Писания – он называет их обязанностями верующих перед Кораном  или правами Корана.

Итак, о чем следует помнить при чтении Корана?

1. Это, во-первых, исполнение повелений и запретов, о которых в нем говорится

Св. Писание было дано людям именно с целью наставления, чтобы научить их правильному образу жизни и предостеречь от греха. Здесь, разумеется, не идет речь о том, что верующие сами должны выводить какие-то решения из Корана – все это давно было сделано учеными нашей общины, однако, когда мы встречаем в Коране какие-то напоминания, предостережения, повеления, нам следует лишний раз остановиться на них и принять их к сведению. К примеру, когда мы читаем аят:

«Выстаивайте молитву и выплачивайте обязательную милостыню (закят)» (2:83),

то он должен напоминать нам о наших религиозных обязанностях – совершении пятикратной молитвы, а также о выплате закята (обязательной милостыни) для тех, кто имеет для этого необходимые средства.

Аяты, побуждающие к благим делам, должны заставить нас лишний раз задуматься над тем, как важно проявлять уважение и заботу к своим родителям, а также к другим родственникам, соседям и просто людям, которые нас окружают, не проявляя пренебрежения и высокомерия ни к кому из людей.

«Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете. Воистину, Аллах не любит гордецов, спесивцев» (4,36),

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: "Господи! Помилуй их, подобно тому, как они [миловали] и растили меня ребенком"» (17,24).

Когда мы читаем следующие аяты, предупреждающие нас от грехов, у нас должно появляться отвращение ко всякого рода неправедным поступкам – насилию, прелюбодеянию, обману, присвоению чужого имущества, гордости и высокомерию:

«Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете.

Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста.

Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей.

Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (6, 151-152).

«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо это мерзость и скверный путь» (17,32).

«Не ходи по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой» (17,37).

2. Второй момент – это вникать в смысл прочитанного и размышлять над ним

Мы не являемся носителями арабского языка, и большинство из нас знает его плохо (а то и не знает вовсе), поэтому часто при чтении Корана мы заботимся только о правильном произношении, не вникая в смысл прочитанного. Часто аяты Корана для нас - это просто красивые слова, которые мы произносим машинально, без понимания их смысла.

Поэтому, если человек умеет читать Коран на арабском языке, лучше будет читать Коран с параллельным текстом – где арабский оригинал будет напечатан параллельно с переводом, чтобы можно было понимать смысл прочитанного и задумываться над этим. Это же касается чтения Корана во время намаза – как часто мы произносим прекрасные аяты Корана бездумно, не размышляя над ними, поскольку привыкли к ним за долгие годы.

Но давайте задумаемся – сколько мудрости вложено даже в суру «Фатиха», которую мы произносим по много раз каждый день. В начале нее говорится о качествах Всевышнего – что Он Милостивый и Милосердный, Владыка Судного дня, Господь миров, которому надлежит поклоняться.

Далее мы просим Его о наставлении и руководстве: «Веди нас прямым путем» - наставь нас на истину и помоги не уклоняться от нее. И заканчивается эта сура упоминанием двух категорий людей – праведных, кто удостоился милости Всевышнего, и грешных – кто впал в заблуждение, и кто находится под гневом Аллаха.

Также в Коране множество аятов, где говорится о надежде на милость и прощение своего Господа – какие бы грехи человек не совершил, ему не следует отчаивается в Его милости:

«Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (39:53).

«Проси прощения у Аллаха, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (6:106).

«[Далее] он (пророк Муса, мир ему) продолжал: "Господи! Я согрешил против самого себя. Так прости же меня!" И Он простил его, ибо Он - прощающий, милосердный» (28:16).

В Коране предупреждение всегда идет рядом с надеждой. Если люди ослушивались своих пророков, их постигали наказания, но, если они раскаивались, они получали прощение. Дверь надежды никогда не закрывается полностью ни для кого.

Также в Коране множество раз говорится о пользе терпения и упования на Всевышнего:

«Воистину, Аллах любит терпеливых» (3, 146).

«А тому, кто уповает на Аллаха, Его достаточно» (65,3).

И это только небольшая часть тех мудрых и прекрасных вещей, которым Коран учит верующих. Поэтому так важно понимать смысл прочитанного и размышлять над ним. Сейчас, во время Рамадана особенно хорошая возможность для этого – после ифтара, после таравих-намаза, после утреннего намаза можно выбрать время для чтения и размышления над Кораном.

3. И третий момент, о котором пишет имам Мухасиби – как важно извлекать пользу и наставление из историй пророков и предыдущих общин, которые приводятся в Коране.

Это не просто красивые, увлекательные истории – это предупреждение, урок, поучение для всех нас. К примеру, история пророка Юсуфа, мир ему, – это пример того, как Всевышний спасает преданных Ему людей из самых, как казалось, тяжелых и невыносимых обстоятельств – из рабства, из тюрьмы, защищает от греха.

История пророка Ибрагима, мир ему – это пример человека, который с самого детства искал истину. Несмотря на то, что он родился среди идолопоклонников, он сумел понять, Кто есть истинный Создатель мира и оставался преданным Ему, пройдя множество трудностей и опасностей. Это пример человека, который был всегда послушен Всевышнему – хотя некоторые Его приказы были непонятны и тяжелы для пророка (как приказ оставить жену и сына в пустыне, или приказ принести своего сына в жертву).

История пророка Мусы, мир ему – это пример многолетнего терпения. Сколько лет он руководил своим народом, вел его по пустыне, учил его – несмотря на то, что эти люди часто были своенравны и непокорны, отступали от истины, жаловались и роптали. Но пророк вынес все это, став примером для людей на многие века.

Каждая история из 25 пророческих историй Корана – это жемчужина, которую нужно уметь найти, рассмотреть и вникнуть в ее смысл. Пусть Всевышний поможет нам в этом.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle