В Исламе высоко ценится милосердие, доброта, умение строить доброкачественные отношения с окружающими. Особое место в этом диапазон отношений занимает дружба. В первую очередь дружба – это своего рода неявного способ воспитания.
Яхъ ибн Абу Касир рассказывал о том, что Сулейман ибн Дауд, мир ему, сказал: «Не выносите решение о причастности кого-либо к чему-либо, пока не увидите с кем он дружит».
Ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, говорил: «О человеке судите по его другу, ведь он берёт себе в друзья лишь подобного себе!»
Имамы в число своих наставлений вносили не только вопросы о религиозной практике, но и вопросы дружбы. Например, они побуждали общаться и дружить с теми, кто приносит благо и пользу и остерегаться тех, кто может испортить характер и религию человека:
«Верующий должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервёт с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить».
Нужно искать дружбы и согласия с людьми
Способность дружить и приветливость в отношениях с людьми служили одним из качеств верующих. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хвалебно отзывался о дружелюбности. Так, передают от Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Верующий ищет дружбы и согласия с другими, и принимает дружбу сам. И нет блага в том, кто не может сдружиться с другими, и с кем невозможно сдружиться» (Ахмад, Байхаки, аль-Баззар).
Нужно говорить о своей любви к другу
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-то из вас полюбит своего брата ради Аллаха, пусть даст ему знать об этом, ибо, поистине, это больше сохраняет дружбу и укрепляет привязанность» (Ибн Абу ад-Дунйя).
Передают также со слов Абу Каримы аль-Микъдама ибн Маъдикариба, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его» (Ахмад, аль-Бухари, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
Перед Аллахом лучше тот, кто лучше относится к своему товарищу
Передают со слов Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Лучшим товарищем пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему товарищу, а лучшим соседом пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему соседу» (Ахмад, Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан).
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда двое любят друг друга ради Аллаха, более достойным из них всегда является тот, кто больше любит своего товарища» (Бухари, Ибн Хиббан, аль-Хаким).
Рассказывают также, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл в чащу леса и сорвал там два сивака, один из которых был кривой, а другой — ровный. С ним был один из сподвижников. И он дал ему ровный, а для себя оставил кривой. Тот сказал: «О Посланник Аллаха! Ведь Ты более достоин ровной, чем я».
На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет такого человека, который дружит с кем-либо хотя бы в течение одного часа, с которого не возьмут отчёт в Судный день и не спросят, исполнил ли он в дружбе долг перед Аллахом, или же дал ему пропасть?».
И в другом хадисе: «Когда двое становятся друзьями, то из них более любимый для Всевышнего — тот, кто более милосерден и мягче обращается со своим другом» (Аль-Хаким и ибн Хиббан).
Хорошие друзья – это не только подспорье, радость и утешение в этом мире, но и заступничество в мире следующем. Праведники говорили: «Поистине, обитатели Рая, когда они войдут в Рай и не найдут своих друзей, которые были с ними на благом (совершали благое) в дунье, спросят о них Господа и скажут: «О Господь, у нас были братья, которые молились с нами, держали пост с нами, держали пост с нами, но мы не видим их».
И Всевышний Аллах скажет: «Идите в ад и выведите из него того, у кого в сердце была хотя бы частица веры».
А известный суфий Хасан аль-Басри призывал: «Берите в друзья много верующих, поистине, они – заступничество в Судный день».
Ася Гагиева