Фото: dentorson / shutterstock.com.
Своим хадисом: «Внимательно относитесь к выбору будущей супруги, женитесь на равных вам. Выдавайте (и своих дочерей) замуж за равных им» – Пророк ﷺ указал на то, что кафаат, т. е. равенство, является важным гарантом гармонии между супругами и продолжительности брака.
Равенство связано с отличительными особенностями женящихся мужчин и женщин и может касаться социального статуса, окружения, образования и иных подобных вопросов. Равенство – нюанс, который упоминается для построения более мирной и гармоничной семейной атмосферы.
К примеру, если один из супругов вырос в хороших условиях и получил качественное образование, а второй был воспитан в нужде, не получил образования и был вынужден рано вступить во взрослую жизнь, это может вызвать различные сложности.
Так, женитьба двоюродной сестры Пророка ﷺ Зайнаб бинт Джахш и Зайда б. Харисы даже была упомянута в священном Коране:
«И ты сказал тому, кому Аллах оказал милость, и кому ты сам оказал милость (Зейду ибн Харисе): «Удержи свою жену и побойся Аллаха». Ты скрыл то, что Аллах раскроет. Ты опасался людей, но опасаться следует Аллаха. Когда же Зейд исполнил свое желание (и развелся с женой), Мы женили тебя на ней, чтобы у верующих не было затруднений относительно жен своих приемных сыновей после того, как они полностью разведутся с ними. И повеление Аллаха (всегда) исполняется!» (Азхаб, 37).
Фото: Odua Images / shutterstock.com.
Зайнаб, о которой идет речь в аяте, была из знатной и богатой семьи, тогда как Зайд был освобожденным рабом. Пророк ﷺ выдал Зайнаб замуж за Зайда, являвшегося его приемным сыном. Однако они не смогли достичь взаимопонимания. Зайд время от времени приходил жаловаться к Посланнику Аллаха ﷺ, но тот советовал бояться Аллаха и продолжать жить с супругой. В конце концов, не сумев ужиться, они вынуждены были развестись.
С точки зрения уважения, доверия и взаимопонимания между супругами следует принимать во внимание кафаат, т. е. равенство между супругами. Ведь в Прощальном хадже Пророк ﷺ сказал: «О люди, будьте осторожны, у вас один Господь и один прародитель. У арабов нет превосходства над неарабами, как и у неарабов над арабами; у белокожих нет превосходства над чернокожими, как и у чернокожих над белокожими. Превосходство определяется лишь богобоязненностью».
Где найти мусульманам свою любовь: секреты успешного никаха
Очевидно, что равенство в таких вопросах, как образование, культура и социальный статус, влияет на ведение супругами гармоничной жизни. Однако это не означает, что равенство является единственным определяющим фактором в вопросе семейной гармонии.
Так, Пророк ﷺ поспособствовал женитьбе Зайда и Зайнаб, и, кроме того, сообщил, что те, кто наилучшим образом воспитывают рабынь, затем освобождают их и женятся на них, получают двойное вознаграждение. Это доказывает, что важность равенства может меняться в зависимости от положения человека.
Похожим образом, в эпоху Пророка Абу Хузайфа б. Утба, принадлежавший к одной из знатных семей Мекки, женил освобожденного из рабства и усыновленного Салима на дочери своего брата Валида – Хинд.
Микдад б. Асвад, усыновленный одной из мекканских семей, посватался к дочери Абдуррахмана б. Ауфа, однако Абдуррахман не только отказал ему, но и разозлился. Позже Пророк ﷺ, желая утешить Микдада, женил его на дочери своего дяди Зубайра – Дубаа.
Из книги «Брачный союз в свете хадисов»