Как поступить в случае, если вы нашли потерянную кем-то вещь?
Каждый из нас сталкивался с тем, что случайно находил какую-то потерянную вещь и задавался вопросом, как ему поступить, что следует делать согласно шариату.
Мы приводим основные правила из книги Али Ашрафа Санви Бехешти Зевар по этому вопросу:
- Если человек нашел на дороге, тропе или в месте скопления людей какой-то предмет, запрещено (харам) поднять его и оставить себе. То же касается случая, когда человек приглашает гостей для угощения или с какой-то иной целью и кто-то их них забывает у него в доме свою вещь, запрещено брать эту вещь и оставить себе. Если человек подбирает утерянную кем-то вещь, он должен делать это с намерением найти хозяина и вернуть ему ее.
- Если человек нашел что-то и не стал поднимать, на нем нет греха. Но если он нашел вещь в таком месте, что велика вероятность того, что кто-то другой, вместо него, подберет эту вещь и не вернет владельцу, для этого человека становится обязательным (ваджиб) подобрать потерянную кем-то вещь и вернуть хозяину.
- Как только человек подобрал найденную им вещь, на него ложится обязанность найти ее владельца и вернуть ее ему. Если он подберет вещь и положит ее обратно или возьмет вещь себе, не разыскивая ее хозяина, он совершит грех. В данном случае не играет роли, нашел он ее в безопасном месте, из которого она бы не пропала, или в том месте, где было небезопасно, то есть не имеет значения, была на нем обязанность подобрать ее или нет. В обоих случаях действует одинаковое правило: как только человек подобрал вещь, он обязан найти ее владельца. Ему не разрешается вернуть вещь на место, где он ее нашел.
- Когда человек находит утерянную вещь, он должен искать ее владельца и объявить в публичном месте, куда ходят мужчины и женщины, о своей находке. Если женщина не может прийти в место, где собираются мужчины, ей следует попросить своего мужа или другого мужчину, чтобы он объявил прилюдно о находке. Необходимо ясно сказать, какая именно вещь была найдена и призвать владельца прийти и забрать ее.
Тем не менее, не следует в подробностях рассказывать, что было найдено, чтобы за находкой не пришел обманщик, жалеющий завладеть ей не по праву. Вместо подробностей следует дать общее описание вещи. Например, человек может сказать, что нашел какое-то украшение, предмет одежды или кошелек. Когда предполагаемый хозяин вещи придет и даст подробное описание этого украшения, предмета одежды или кошелька, следует отдать ему вещь.
- Если человек активно разыскивает владельца найденной им вещи и публично объявил о своей находке, но так и не может найти хозяина, и его покидает всякая надежда вернуть вещь владельцу, следует отдать найденную вещь в виде милостыни. Если этот человек сам беден, дозволено оставить вещь себе. Если появится владелец и потребует свою вещь уже после того, как человек отдал ее в качестве милостыни, он (владелец) может потребовать возмещения стоимости утраченной им вещи. Если он одобрит эту милостыню, то получит за это награду.
- Если в чей-то двор попадет домашний голубь или попугай, необходимо найти его владельца. Запрещено оставлять птицу себе.
- Если манго, гуава или любой другой фрукт, упавший с дерева, лежит в чьем-то дворе или саду, нельзя поднимать его и есть. Тем не менее, есть эта вещь настолько незначительна, что никто не станет ее искать и хозяин не будет оскорблен тем, что кто-то взял и съел его плод, дозволено поднять это и оставить себе. Например, если человек нашел какой-то фрукт, не будет вреда, если его подобрать.
- Если в доме или в лесу найден клад, применяются описанные выше правила, то есть человек не имеет права оставить его себе, необходимо найти владельца. Если владельца найти не получилось, клад следует раздать в виде милостыни. Если человек беден, дозволено оставить найденное себе.
Рашид Исаев
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!
Читайте также:
-
Видео дня: такого чтения Корана вы еще не слышали
Удивительно трогательное чтение суры "Ад-Духа"
-
"Когда до умершего доходит ваше дуа, то это становится для него ценнее и дороже чем весь этот мир"
Ассаламу аллейкум. Скажите, пожалуйста, если человек при жизни не читал намаз, то дойдут ли до него прочитанные суры из Корана?
-
Ду'а, которую Пророк Мухаммад (ﷺ) предписывал читать в пятницу
Пятница - это особенный день для мусульман, который считается в Исламе праздничным. Всевышний Аллах повелел в аяте Священного Корана:
-
Мой муж чрезмерно ревнив. Что об этом говорит ислам?
Существует два вида ревности. Первая является запрещенной, а вторая является сунной.
-
Два слова, которые любит Аллах...
Поминание Аллаха и взывание к Нему является источником душевного покоя и успеха в обоих мирах. Повторение зикра на протяжении всего дня защищает человека от совершения грехов и наполняет душу довольством.
-
7 главных дуа для обретения счастья в обоих мирах
Как оповестил свою умму Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) - дуа является поклонением Всевышнему Творцу. И где, как ни в Священном Коране, ниспосланном в качестве Божественной Милости, мы можем найти ее лучшие примеры. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые примеры из большого числа дуа, нашедших место в Священном Писании.
-
4 города этого мира, которые находятся и в Раю
Посланник (мир ему) говорил: «Кто выпьет воды зам-зам, тому Ад станет харамом. Кто совершит таваф вокруг Каабы, тому за каждый шаг будет записано сто тысяч благодеяний. Кто посетит Каабу, у того дети не лишатся благословения. Кто покинет свой дом и отправится в хадж, и умрет по дороге туда или на обратном пути, того Всевышний обрадует вестью о совершенных им каждый год семидесяти хаджах».
-
Тому, кто произнесет эти слова, запишется больше наград, чем звезд на небе
Пророк (мир ему) прошел возле одной группы людей, которые размышляли. Он (мир ему) сказал им: «Размышляйте о творениях Аллаха. Но не размышляйте о самом Всевышнем Аллахе». Факих сказал: «Если человек желает достичь достоинства размышления, то ему необходимо размышлять о следующих пяти вещах...