بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
وَإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُواْ حَكَمًا مِّنْ أَهْلِهِ وَحَكَمًا مِّنْ أَهْلِهَا إِن يُرِيدَا إِصْلاَحًا يُوَفِّقِ اللّهُ بَيْنَهُمَا إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيمًا خَبِيرًا
«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».
(Сура «Ниса», аят 35)
Семья – это социальный институт, создаваемый мужчиной и женщиной, женитьбе которых нет религиозных препятствий. Иными словами, семья представляет собой маленькую ячейку общества, а общество – это большая семья. Коран требует строить семью на крепкой основе и оберегать ее, ведь она составляет ядро, сердцевину общества. Каждый из членов семьи обладает правами и обязанностями. Супруги создают гармонию и спокойствие в семье не только взаимной любовью и уважением, но, и, соблюдая права друг друга. Для создания счастливой семьи необходимо взаимопонимание и согласие между мужем и женой. В аятах и хадисах определены взаимные права и обязанности. Как мужья имеют законные права по отношению своих жен, так и жены обладают правами по отношению к ним (Бакара, 2:228).В 19-м аяте суры «Ниса» содержится требование к супругам жить достойно:
«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Ниса, 4:19).
Супруги обязаны стараться всегда хорошо относиться друг к другу и соблюдать интересы друг друга. Самый лучший пример для мусульман в данном вопросе – это наш любимый Пророк. Он ни разу не поднял руки ни на одну из своих жен и поведал следующее: «Лучший из вас тот, кто лучше относится к своей жене. Я же являюсь тем из вас, кто наилучшим образом относится к своей семье» (Ибн Маджа, “Никах”, 50).
Также он заявил, что не могут считаться хорошими людьми те, кто обижают своих жен, что семейные отношения должны опираться на любовь, что надо соблюдать права женщины и в данном вопросе опасаться гнева Аллаха. Но не смотря ни на что, между супругами может возникнуть разлад. В 128-м аяте суры «Ниса» поясняется, что надо делать в таких случаях:
«Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше. Душам свойственна скупость, но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете».
Если разлад в семье продолжается долго и имеются опасения, что муж и жена совсем расстанутся, тогда для сохранения семьи нужно использовать способ “обращения к третейскому судье”. Для этого надо договориться и выбрать двух уважаемых человек, чтобы они в качестве судей совместно обсудили взаимные претензии сторон и таким образом попытались решить возникшие проблемы.
Как видим, данный способ сохранения семьи предлагается в Коране. Эти два человека, исполняющие в данном случае обязанности судей, должны хорошо знать супругов. Поэтому один из них должен быть родственником мужа, а другой – родственником жены. Они оба должны знать с детства тех, кого они представляют, и хорошо представлять, чего супруги хотят друг от друга, знать историю этой семьи. Если есть возможность найти таких людей среди близких родственников, то нежелательно выбирать судьями посторонних людей.
Судья – это человек, который с взаимного согласия сторон находит решение возникшего конфликта. Они должны постараться исправить взаимоотношения сторон, найти способы изменить поведение виновной стороны. Они должны сначала узнать мнение сторон, выслушать их, отыскать причины раздора в семье и приложить усилия, чтобы устранить эти причины. Если виновен муж, то судьи должны его наставлять, объяснять ему, что нужно вести себя достойно. Если неправа женщина, то уговоры и наставления будут адресованы ей. Семейные арбитры объяснят ей повеления Аллаха и призовут ее жить в мире и согласии со своим мужем.
Если судьи будут стремиться к примирению сторон, и если сами супруги захотят примирения, Аллах найдет способ устранить разногласия, приведет мужа и жену к семейному миру и согласию.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.