Какими были татарские женщины всего столетие назад? Что волновало татарскую мусульманскую общественность? Какую роль татарки-мусульманки сыграли в развитии татарского общества в сфере религии, культуры и общественной мысли? Какой вклад внесли женщины в годы Гражданской и Великой Отечественной войн?
Эти вопросы легли в основу круглого стола «Женщина в татарской истории», который прошёл сегодня в стенах Института истории имени Ш. Марджани. Историки, исследователи, исламоведы и этнологи собрались, чтобы вспомнить о деятельности татарских мусульманок и то, какой вклад они внесли в развитие татарского сообщества.
На протяжении существования Золотой Орды как государства все её ханы поддерживали тесные связи со многими мусульманскими правителями Ближнего Востока (речь идёт о династических браках). И была среди правителей государства одна татарская принцесса Тулунбай. В 1320 году она отправилась в мамлюкский Египет, где планировала выйти замуж за султана Мухаммада ан-Насира. Как говорят историки, принцесса Тулунбай приходилась хану Узбеку двоюродной сестрой.
В сопровождении многочисленной свиты татарская принцесса прибыла в Александрию в начале мая 1320 года. Оттуда она отправилась в Каир, где султан устроил для гостей с Волги небывалый пир.
По свидетельству современников, никто из мамлюкских предшественников Мухаммада ан-Насира не устраивал подобных торжеств. Во время церемонии султан подарил жителям Золотой Орды 500 халатов. Помимо этого, стороны договорились о немедленной уплате 60 тысяч динаров за Тулунбай.
Но если о Тулунбай мало кому известно, то о другой представительнице татарского рода знают все, кто хотя бы раз побывал или слышал о Казани. Речь идёт о царице Сююмбике, которая является правнучкой основателя Ногинского ханства Едыгея и дочерью хана Юсуфа.
Сююмбике была единственной женщиной, вставшей во главе ханства. С особой мудростью управляла женщина государством. За годы своего правления Сююмбике освободила крестьян и мелких ремесленников от налогов, а также передала личную библиотеку медресе при мечети Кул-Шариф.
Пользоваться книгами было разрешено не только преподавателям, но и всем студентам медресе. Немало средств правительница выделяла на содержание мечети, где был похоронен её муж Сафа-Гирей. Казанское ханство процветало.
Традиции благотворительности у татарского народа уходят корнями в глубь веков, что позволяет говорить нам о преемственности поколений. У татар, среди других мусульманских народов всегда были люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.
Особое внимание меценаты уделяли развитию образования: на пожертвования открывались школы, учреждались стипендии, создавались библиотеки, приобретались необходимые учебные принадлежности, а студенты получали материальную поддержку.
Кроме оказания финансовой помощи, всегда нужны были люди, которые безвозмездно занимаются организацией учебного процесса и ведут хозяйственную деятельность. В мусульманских школах девочек обучали только женщины, однако одновременно с ростом национального самосознания изменились требования к педагогическим кадрам. Современным школам нужны были учителя, идущие в ногу со временем.
Одной из таких личностей была Багбостан Мукминова. Родилась она в деревне Мяндей Мензелинского уезда Уфимской губернии (сейчас это Азнакаевский район).
В 1908 году Багбостан вместе с мужем Губайдуллой и наставницей Фатимой Адамовой открывает начальную школу, занятия которой проходили в доме Спицына в Балтенковском переулке. Учебный курс был рассчитан на 2 года и включал основы ислама, татарский и русский языки, арифметику и рукоделие.
Летом 1913 года Багбостан едет в Уфу и обращается в Оренбургское мусульманское духовное собрание с просьбой позволить ей сдать экзамены на учительскую должность, которые она сдаёт с блеском. После этого учительница меняет не только саму программу, но и сроки обучения: школа становится 7-летней и включает в себя 3 начальных и 4 средних класса. Занятия были разделены на два цикла предметов: религиозный и общеобразовательный.
К сожалению, продолжительное время школа не имела собственного помещения. Лишь осенью 1914 года попечители школы Махмут Хусаинов и его жена приобрели кирпичное здание в центре города и помогли обзавестись необходимым для организации комфортного учебного процесса. С каждым годом количество учениц увеличивалось, и уже в 1915 году открывается пансион на 20 человек.
Помимо работы над учебной программой, Мукминова также особое внимание уделяла здоровью своих подопечных.
Отсутствие специальной подготовки для учительниц мусульманских женских школ в конце XIX века стало причиной появления краткосрочных летних педагогических курсов в некоторых городах и сёлах.
Багбостан Мукминова организовала подобные занятия в деревне Кабан, а основной их целью стала подготовка учительниц для сельских женских школ.
На курсы, организованные женщиной, приезжали девушки из сельских глубинок Оренбургской области и даже из других регионов России – Сибири, Туркестана и даже Кавказа. Программа состояла из трёх ступеней, по уровню образования слушательниц.
На курсах изучались религиозные предметы, арабская и татарская литература, математика, арифметика, география, история, гигиена, русский язык, предметы естественного цикла, рукоделие. В числе преподавателей были видные общественные деятели: Фатих Карими, Ибрагим Терегулов, Ибрагим Бикчантаев и другие.
Но Мукминова не ограничилась собственной школой. Девушка также преподавала ислам в Оренбургской частной женской гимназии Комаровой-Калмаковой.
Родилась Мухлиса в семье муллы Габдельгалляма и абыстай Бадрелбанат Нигматуллиных в селе Иж-Бобья. Образование получила в местном медресе, фактически у своей матери, которая и открыла при медресе женские «классы» в 1857-м году.
После первых реформ Иж-Бубинское «училище» ещё сильно уступало другим джадидским медресе и в известности, и в количестве светских предметов, и в продолжительности обучения.
Сильной стороной его изначально стала женская часть медресе – обучение в нём строилось по той же программе, что и в мужских классах. Недостаток образования преподавательницы компенсировали регулярными вечерними занятиями с другими преподавателями.
Нигматуллины-Буби смогли собрать значительную по тем временам библиотеку и привлечь ещё нескольких преподавателей, получивших европейское и турецкое высшее образование, организовать химическую и физическую лаборатории.
Вечерние «факультативы» в этих условиях стали полноценной самостоятельной программой, превратившись в курсы мугаллимов для мужчин и женщин, куда для углубления своего образования приезжали выпускники и ученики медресе и мектебов из разных уголков Российской Империи.
К 1905-м году медресе в Иж-Буби становится одним из самых известных медресе России, а женская его часть – самым известным женским медресе империи.
Делом всей жизни Мухлисы Буби стало обучение и воспитание девочек, создание для этой цели образовательно-просветительского комплекса на базе старого медресе Буби для воспитания и обучения юношества.
За десять лет вся семья Буби создала целый комплекс учебных заведений, куда вошли мужское медресе с восьмилетним курсом обучения, восьмилетнее женское медресе и четырехлетняя начальная школа.
Стоит отметить, что это стало первым для татарского народа местом, где можно было получить среднее светское образование на родном языке. Здесь же готовили учителей и учительниц для новометодных татарских школ.
То, что воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры является одним из самых главных условий, способствующих преодолению отсталости и обеспечения прогресса нации, отмечали и братья Мухлисы Буби.
Однако первая же проблема, с которой столкнулась семья Буби, – отсутствие кадров для обучения девушек. Тогда братьями было принято решение подготовить сестру и своих жен к предстоящей работе в женской школе.
Параллельно с подготовкой к предстоящей работе Мухлиса изучала богословские науки по программе мужского медресе под руководством братьев. К 1905 году она стала высокообразованной женщиной, хорошо знавшей исламское вероучение.
Братья полностью поручили сестре руководство дарельмугаллиматом (женской учительской семинарией). Признанием авторитета Мухлисы как руководителя медресе и ученого-богослова стало то, что её начали называть «мулла-абыстай».
Современники описывали её как начитанную женщину, прекрасно владевшую, помимо татарского, арабским языком и фарси. Она завоевала большое уважение в округе, её сын Габдулла говорил, что именно к авторитету матери он апеллировал, когда кто-то проявлял недоверие к нововведениям, производившимся в медресе.
Мухлиса Буби активно включилась в работу ЦДУМ, в её ведение определили дела, касающиеся семейных разбирательств. В это же время центральное бюро мусульманок развернуло активную деятельность по созданию женских комитетов.
Их создание происходило неравномерно, в европейской части и в Сибири новые женские комитеты возникли во многих селах, на Кавказе и в Средней Азии только в некоторых городах.
Комитеты мусульманок рассылали лекторш и иногда лекторов с лекциями и разъяснениями решений московского общемусульманского съезда по деревням, налаживали выпуск листовок и сбор средств. Определённую поддержку новой судье оказали коллеги-кади и избранный муфтий Галимджан Баруди.