Для чего был создан такой джинн как шайтан?
У этого вопроса есть две составляющие, это цель создания и Божественный смысл его сотворения. В виду того, что, как и сказали мы в предыдущем вопросе, Шайтан является джинном, целью его создания было познание и поклонение Всевышнему Создателю, о чем свидетельствует и Священный Коран:
«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу» (Сура Аз-Заират, аят 56)
Люди не прошедшие через это испытание, ровно так же, как и джины, относятся к неверным. К коим мы можем отнести и Шайтана.
Из-за отказа поклонится Адаму (а.с.) он был лишен Милости Всевышнего, и по собственной просьбе, по великому Божественному умыслу Творца, до судного дня, став врагом человека, совращает и сбивает с истинного пути.
Священный Коран нам так повествует об этом:
«Сказал (Иблис): «Господь мой! Дай же мне отсрочку до (того) дня [Дня Суда], когда они [Твои рабы] будут воскрешены».
Сказал Он [Аллах] (Иблису): «Поистине же, ты – из (числа) тех, кому дана отсрочка [не умрёшь],до дня, время (наступление) которого известно (Аллаху)!»
Сказал (Иблис): «Господи! За то, что Ты сбил меня, я непременно украшу им [потомству Адама] (грехи), что на земле, и непременно собью их[потомков Адама] всех (с истинного пути),кроме только рабов Твоих из них избранных [тех, которые только Тебя почитают богом]!»
Сказал (Аллах): «Это – прямой путь, (ведущий) ко Мне.Поистине, рабы Мои –нет у тебя над ними власти, кроме тех из заблудших, которые последуют за тобой».(сура Аль-Хиджр, аяты 36-42).
По мнению ученных ахли сунны вал джамаа, Аллах является создателем всего, в том числе заблуждений и грехов. Но при этом нужно четко осознавать, что никого к этому не принуждает. И как сказано в одном из фундаментальных трудов ученных ахли-сунны «Вадуль-амали»: «(Всевышний Аллах) Создал и хорошее, и порицаемо плохое, однако нет Его довольства в порицаемом».
То есть факт создания Аллахом порицаемого, не освобождает человека от ответственности за совершаемые им поступки, ибо у него есть свобода разумного выбора.
Выбор, совершаемый по собственной воле, между поощряемым и порицаемым, между плохим и хорошим.
Несомненно, Всевышний Аллах, если бы пожелал, мог бы возложить обязанности Шайтана на нафса каждого человека. Однако по великому Божественному замыслу, Шайтан, совращая того или иного человека, становится соучастником совершаемого греха, а значит и увеличивает себе количество мучений, ожидающих его в аду.
Люди, испытываемые кознями Шайтана, и не поддающиеся ему, продолжающие следовать по Его прямому пути, так же по великому Божественному замыслу, возвеличиваются выше ангелов. И если бы не было испытаний нафсом, и не было бы Шайтана, совращающего род человеческий с пути истинного, то человек, как и ангелы остался бы на определенном уровне.
Хотелось бы завершить ответ на этот вопрос словами некоторых ученых: «Основную причину сотворения Всевышним Аллахом Шайтана и его войска, знает лишь сам Великий Творец». (Умар Аль-Ашкар, Алямуль-джинни ва шаятин, стр169).
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Читайте также:
-
Кто такой Хызыр? Он пророк? Жив ли он?
Салям алейкум муфтий хазрат! Кто такой Хызыр? Говорят он пророком был? Жив ли он по сей день? (Расул)
-
История о юноше, разговаривавшем в могиле
Быть благочестивым прекрасно в каждом периоде жизни. Однако это еще более прекрасно в юности. Наградой для тех, кто несмотря на силу, молодость и красоту остерегался от греха является вечное счастье
-
Уверовал ли дядя Пророка (ﷺ) Абу Талиб?
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), лишившийся отца еще когда был в материнской утробе, был воспитан дедом Абдульмутталибом. Когда Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) было восемь лет, Абдульмутталиб умер, после чего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) воспитывал дядя Абу Талиб, который очень помог ему и после начала пророческой миссии. Поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) очень хотел, чтобы он уверовал. Когда появились первые признаки приближения смерти к Абу Талибу, пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) пришел к нему
-
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура занимает одну из важнейших позиций в многовековой истории культур всех народов. Она возникла на необъятных просторах Багдадского халифата. Высокоразвитая, самобытная арабо-мусульманская культура средневековья представляла собой сложное явление. На ее развитие и становление повлияло наследие античности, творчество арабских деятелей и бесценный вклад народов Средиземноморья и Средней Азии.
Расцвет арабо-мусульманской культуры пришелся на IX-XI века. Ее влияние простерлось достаточно далеко: от Индии до Испании, включая Северную Африку и Ближний Восток. Уникальность арабо-мусульманской культуры в первую очередь обусловлена особенностями ислама, обладающего мощной объединяющей силой.
-
Каково отношение Ислама к театру?
Театр – это вид искусства, воспроизводящий на сцене различные события, мысли и мировоззрения. Этот вид искусства является своеобразным феноменом, разъясняющий в форме рассказа некоторые истины. В соответствии с этим театр, как и все другие средства, является средством и методом донесения определенной информации до людей, которая служит определенным целям. Ценность подобных средств, зависит от цели, которой они служат.
-
Как обращаться с врагами? Правило второе.
В английском языке слово «прощение» (“forgiveness”) буквально означает «возвращение». Возвращение обидчику того, что ему принадлежит. А именно – того негативно заряженного эмоционального заряда, который он послал с целью поразить. Прощение – это отвержение обиды, которую вам хотели нанести. Если человек хотел причинить зло, наверняка, ему просто не хватило ума, смелости или решительности разрешить свою проблему здоровым способом.
-
Дуа, читаемое для избавления от бедности
В хадисах по этому поводу говорится: «Ибадат состоит из десяти частей, девять из которых это честный и халяльный труд» (Дайлями).
-
Ислам и медицина: причины многих заболеваний, о которых мы даже не задумываемся
Аллах создал людей в совершенном виде и установил для нас оптимальный баланс, мудрость которого была открыта всем мусульманам более 1400 лет назад, а современная наука открывает только сейчас.