С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Однажды, находясь вместе с посланником Аллаха (ﷺ) в походе, благородная мать правоверных Аиша (р.а.) уронила свое ожерелье и незамедлительно приступила к его поискам. Это заняло у нее некоторое время:
«Я нашла своё ожерелье, когда войско уже ушло, и когда я вернулась в лагерь, там никого не было. Решив, что (люди) обнаружат моё отсутствие и вернутся за мной, я направилась к тому месту, где находилась прежде. Когда я сидела (там), глаза мои стали слипаться и я заснула; что же касается Сафвана бин аль-Му‘атталя ас-Сулами (впоследствии аз-Заквани), то он двигался позади (остальных воинов) и добрался до того места, где я находилась, к утру. Он увидел спящего человека и подошёл ко мне, а ему приходилось видеть меня до (ниспослания аята о необходимости носить) покрывало.
Услышав, как он произносит слова «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращение» (аль-Бакара, 156), я проснулась, а он опустил на колени свою верблюдицу и наступил на её переднюю ногу. Когда я села верхом, он повёл верблюдицу, (и мы не останавливались,) пока не добрались до войска, остановившегося на полуденный отдых. А затем погиб тот, (кому предназначено было) погибнуть (совершив тяжкий грех, оклеветав ее), главным же клеветником был Абдулла бин Убайй бин Салюль. После этого мы вернулись в Медину, где я ждала целый месяц, а люди стали распространять измышления клеветников».
(Передатчик этого хадиса) продолжает: «А когда настало утро, посланник Аллаха (ﷺ), увидевший, что откровение задерживается, призвал к себе Али бин Абу Талиба и Усаму бин Зайда (да будет доволен ими всеми Аллах), чтобы посоветоваться с ними относительно развода со своей женой. Усам рассказал ему всё, что знал, о доброй славе его жён, после чего добавил: «(Не расставайся со) своей женой, о, посланник Аллаха (ﷺ), а мы, клянусь Аллахом, слышали о ней только хорошее!» Что же касается Али бин Абу Талиба (р.а.), то он сказал: «О, посланник Аллаха, Аллах не ограничивает тебя, и кроме неё есть много других женщин. Спроси (её) служанку, и она скажет тебе правду!»
Тогда посланник Аллаха (ﷺ) призвал к себе Бариру и спросил: «О, Барира, замечала ли ты за ней что-нибудь такое, что казалось тебе подозрительным?» (На это) Барира сказала: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной!». В тот же день посланник Аллаха (ﷺ) поднялся на минбар и попросил, чтобы кто-нибудь помог ему наказать Абдуллаха бин Убаййа Ибн Салюля.
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто поможет мне наказать человека, который нанёс мне обиду (, оклеветав) мою жену? Клянусь Аллахом, о моей жене мне известно только хорошее, а кроме того, они говорят (дурное) и о человеке (Сафване), которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!»
Пророк (ﷺ), за целый месяц не получивший никакого откровения относительно моего дела, произнёс слова свидетельства и сказал: «О, Аиша, дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты невиновна, Аллах уже скоро оправдает тебя, если же ты согрешила в чём-либо, попроси у Аллаха прощения и принеси Ему своё покаяние, ибо, поистине, если раб признает свой грех, а потом покается, то Аллах примет его покаяние!»
После того как посланник Аллаха (ﷺ) сказал это, я перестала плакать...Я сказала (присутствовавшим): «Клянусь Аллахом, я знаю, что вы наслушались того, что говорят люди, это запало вам в душу, и вы посчитали (их слова) правдой. И если я скажу вам, что невиновна, а Аллах знает, что я действительно невиновна, вы не поверите мне; если же я признаюсь вам в (том, что совершила) это, а Аллах знает, что на самом деле я невиновна, то вы поверите мне! Клянусь Аллахом, не могу я найти для вас и себя (подходящего) примера, кроме (слов) отца Юсуфа, который сказал:
«И [мне остается только проявить] прекрасное терпение [выразив довольство предустановлением]. Лишь Аллах может помочь [принять] то, что вы рассказали [и показать, как было все на самом деле]» (Юсуф, 18)».
Далее был ниспослан аят, оправдывающий досточтимую мать правоверных Аишу (р.а.):
«Поистине, оклеветала [мать верующих Аишу (р.а.)] группа из вас самих…» (ан-Нур, 11-26).
А после того, как Аллах ниспослал (аят), оправдавший меня, Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), который оказывал помощь Мистаху бин Усасе, ибо тот состоял с ним в родстве, сказал: «Клянусь Аллахом, после того, что Мистах говорил об Аише (р.а.), я больше никогда ничего ему не дам!», и тогда Аллах Всевышний ниспослал (другой аят, в котором было сказано):
«И пусть не клянутся благородные и богатые среди вас, что не станут [впредь] помогать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха. Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? И Аллах − Прощающий, Милующий [верующих]» (ан-Нур, 22).
(Услышав эти слова,) Абу Бакр (р.а.) сказал: «Да, клянусь Аллахом, конечно же я хочу, чтобы Аллах простил меня!», после чего он снова стал помогать Мистаху, как это было раньше.
(Аиша, р.а., также) сказала: «Кроме того, посланник Аллаха (ﷺ) расспрашивал обо мне также и Зайнаб бинт Джахш (р.а.) (другую его жену), говоря: «О, Зайнаб, что тебе известно, что ты видела?», (на что) она отвечала: «О, посланник Аллаха, я (не говорю того, чего не) видела и не слышала. Клянусь Аллахом, мне известно о ней только благое!» Она соперничала со мной, (стараясь добиться любви посланника Аллаха ﷺ), но Аллах защитил её с помощью благочестия (Бухари, Муслим).
Таким образом, в этом длинном хадисе описывается, как должен вести себя мужчина, когда его жену обвиняют в неверности:
1. Надеяться на помощь и милость Аллаха. Просить Аллаха разрешить все наилучшим образом и даровать вам благое.
2. Не торопиться с выводами. Как видно из хадиса, Пророк (ﷺ) на протяжении месяца терпеливо ждал разрешения этой ситуации.
3. Продолжать относиться к жене достойным образом, заботиться о ней. Аиша (р.а.) даже не знала о том, что о ней распространяли грязные слухи, пока ей не поведала об этом Умм Мистах (р.а.).
4. Защищать честь и достоинство своей супруги при людях. Лучший из рода человеческого (ﷺ) защищал Аишу (р.а.) при людях, как мог.
5. Советоваться с близкими, праведными людьми и теми, кто может пролить свет на эту неприятную историю. Проверьте источники слухов об измене жены. Как видно из хадиса, посланник Аллаха (ﷺ) посоветовался со своими сподвижниками, другой женой и расспросил служанку Аишы (р.а.).
6. Поговорить с женой мягко и по доброму. Выяснить её мнение относительно всего этого.
Таким образом, наш Пророк (ﷺ) даже в этом эмоционально сложном положении показал красивый нрав и сделал все возможное, чтобы разрешить ситуацию достойным образом. Это сообщает о его безупречной нравственности.
В такое тяжелое для себя время он (ﷺ) опирался на помощь Всевышнего, был спокоен, мягок, добр и прост в речах, обходителен с супругой, продолжал навещать жену и заботиться о её нуждах. Он (ﷺ) не кидался слепыми обвинениями и угрозами расправы. Господин Мухаммад (ﷺ) образец добронравия в любой ситуации и со всеми людьми. Хвала Аллаху!
Эта ситуация на примере Абу Бакра (р.а.) показывает, как нужно вести себя с теми, кто распространяет клевету на целомудренных женщин. Абу Бакр (р.а.), несмотря ни на что, продолжил оказывать помощь клеветнику своей дочери. Это искореняет продолжение зла в обществе мусульман.
Придерживание норм ислама защищает от совершения грехов и распространения нечестия на Земле. Хвала Аллаху!
Этот хадис на примере досточтимой Аишы (р.а.) сообщает, как нужно вести себя той, которую обвиняют в измене мужу. Она заручается поддержкой Аллаха, Который ее оправдывает самым совершенным образом.
Таким образом, в любой ситуации, в каком бы жалком виде не предстал верующий человек, необходимо продолжать соблюдать нормы шариата, чтобы отвлечь от себя беду в этом мире и заслужить довольство и награды Аллаха в вечной жизни. В то время как тех, кто ослушивается Аллаха, ждет унижение и наказание Всевышнего в обоих мирах.
Клеветнические обвинения в прелюбодеянии и супружеской неверности считаются большим грехом и категорически не допускаются. Если даже кто-то увидел что-либо подозрительное, он не должен распространять об этом слухи, пока у него не будет четырех свидетелей.
«Поистине, обвиняющие целомудренных верующих женщин, далеких от греха [в прелюбодеянии], будут прокляты и в этом мире, и в мире вечном! Им – великое наказание! [Наказание постигнет их] в день, когда их языки, руки и ноги станут свидетельствовать против них же о том, что они совершали [в земной жизни]» (ан-Нур, 23-24).
Правоверный муж должен помнить, что все в этом мире принадлежит Аллаху: наше имущество, близкие и даже мы сами. Жена – это аманат, который дал на временное пользование Всемогущий Господь. У каждого из нас есть права и обязанности по отношению друг к другу. И к Аллаху предстоит возвращение.
«Он сотворил небеса и землю с истиной [и в соответствии с мудростью – как место испытания для рабов]. Он придал вам облик и сделал его прекрасным [и гармоничным]. И к Нему предстоит прибытие» (ат-Тагабун, 3).