Черная кошка, пустое ведро, разбитое зеркало, рассыпанная соль… Ох уж эти суеверия! И, казалось бы, в XXI веке глупо верить в подобную ересь, но вера в приметы до сих пор живет в нашем обществе.
Большой энциклопедический словарь дает такое понятие этому термину: суеверие – религиозный предрассудок, представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, необъяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Верование, которому противопоставляется «истинная» вера, формулируемая в вероучениях развитых религий.
Суеверие – грех, который может привести к ширку. Суеверие буквально означает ложное верование, это установление какой-либо связи между предметом и будущим событием без какой-либо логической базы. Таким образом, совершенно обычные вещи или явления наделяются духовной составляющей и силой, способной управлять будущим. То есть, например, если человек выпьет очень холодную воду, можно предположить, что у него заболеет горло, и такая связь между предметом и явлением будет логична, но как связаны неудача и перебегающая дорогу черная кошка? Откуда у людей такая тяга к суевериям?
В первобытном обществе, когда человечество находилось на низшем уровне своего интеллектуального развития, нужно было как-то объяснять происходящее, и человек прибегал к самой банальной форме его обоснования – суевериям.
Также следует отметить, что суеверия берут свои корни из язычества, в котором принято обожествлять и наделять силой совершенно обыденные вещи. В силу отсутствия малейших знаний и религиозной концепции, которая могла бы им объяснить устройство мира, люди не имели объективного взгляда на жизнь и мыслили мифологическими образами, верили в мистические вещи, этим же пытались установить связь между настоящим и будущим. Отсюда и суеверия.
Гадания, гороскопы, талисманы, предсказания – все это является суеверием.
По мнению психологов, вера в суеверия – это попытка снять с себя ответственность за происходящее, суеверный человек программирует себя на определенный исход в будущем. Поверья делают человека тревожным и зависимым от явлений и предметов.
Австрийский философ Людвиг Витгенштейн говорил: «Религиозная вера и суеверие совершенно различны. Одно вырастает из страха и представляет собой род лженауки. Другая же доверие».
Вера в суеверия противоречит религиозным ценностям всех основных религий. Всевышний наделил человека волей и разумом для того, чтобы он объективно воспринимал реальность. Всевышний Аллах Своей бесконечной мудростью и милосердием создал мир логичным, установив причинно-следственные связи, те или иные события являются естественным течением, предопределением Аллаха, а не случаются из-за неподдающейся логике явления.
Религия не противоречит логике и облегчает жизнь человеку, дает ответы на его вопросы. В суевериях же – только сложность. Они лишают человека свободы, делают его рабом совершенно обычных явлений: черной кошки, пятницы 13-го и бесконечной череды других явлений. Человек живет в их власти и в постоянном страхе, что вот-вот произойдет что-то плохое. Большинство суеверий, как правило, про неудачи и несчастья в будущем.
Религия же дает человеку чувство абсолютной свободы, упования на Самого Милосердного и настрой на наилучший исход.
В исламе суеверие – это грех, который может привести к ширку. Убеждение, что определенные вещи и явления могут иметь влияние на жизнь и будущее является ширком – то есть противоречит исламской догме единобожия.
В хадисе говорится: «Плохое суеверие – это ширк» (Ахмад).
Пророк (с.а.с.) говорил, что суеверия не имеют абсолютно никакого воздействия на жизнь человека. Силы природы, стихии, предметы и явления не могут предзнаменовывать события в жизни человека, не могут нести зло. Все, что происходит, все то, что случается в нашей жизни, – только по воле Аллаха, никакое другое явление не имеет силы воздействия на наши жизни, поэтому вера в суеверия – бессмысленна. И зло, которое приобретает человек, только исход его собственных дел.
Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил, что человеку по своей сути свойственно обращать внимание на плохие приметы, но это не должно ставить верующего в тупик, он не должен заострять на этом свое внимание, он должен помнить о Всевышнем, Его воле, уповать на Него, бояться только Его. А при возникновении в голове дурных мыслей, связанными с приметами, пророк Мухаммад (с.а.с.) заповедовал совершать следующую дуа:
«Аллаахумма, ля я’ти биль-хасанаат илля анта, ва ля ядфа‘ус-сайи’аат илля анта; ва ля хавля, ва ля куввата илля бикь»
«Господи, все хорошее только от Тебя и защищаешь от плохого только Ты. Нет ни силы, ни могущества, кроме как у Тебя» (Абу Дауд).