Урок от Пророка ﷺ: как справиться с трудностями

Трудные времена – это часть законов Аллаха в этой Вселенной; они являются испытаниями, через которые проходят люди.

Однако ошибочно думать, что это есть зло. Напротив, трудность, с которой мы сталкиваемся, может быть напоминанием, очищением от грехов и ошибок, испытанием терпения и настойчивости или всем этим вместе взятым.

Мы можем выйти из трудных времён новыми, стать ближе к Аллаху, более сильными, сплочёнными, более умелыми, но только в том случае, если мы знаем, как пережить их и отреагировать на них.

Пророк Мухаммад ﷺ – лучший пример

Нет никого, кто лучше реагировал бы в трудные времена, кроме нашего любимого пророка Мухаммада ﷺ. Он был не только великим человеком с благородным характером, но и руководствовался откровениями Всемогущего Аллаха. Следовать по его стопам необходимо для того, чтобы жить успешной жизнью и идти верным путём ислама.

Пророк ﷺ пережил много непростых ситуаций как в личной жизни, так и в общественной. Его жизнь была чрезвычайно успешной, но в то же время она была самой сложной. По воле и с благословения Аллаха он смог справиться со всеми трудностями, с которыми столкнулся, и стать намного сильнее, чем когда-либо прежде.

Тест: насколько хорошо мы знаем пророка Мухаммада ﷺ?
Пророк Мухаммад ﷺ – величайшая личность всех времен и народов. Изучать сиру, жизнеописание посланника Аллаха ﷺ одна из главных задач каждого правоверного мусульманина. Мы собрали для вас несколько вопросов, ответив на которые вы узнаете уровень своих знаний.
18.10.2021
8523

Тяжесть пророчества

Мы знакомимся с историей последнего из посланников Аллаха ﷺ  спустя много лет после его смерти. Что мы видим? Успех, одна победа за другой, положительный исход. Но часто от наших глаз скрываются те трудности, с которыми сталкивался Мухаммад ﷺ  каждый день своей земной жизни.

Пророк ﷺ прошёл через множество испытаний:  смерть дяди и любимой жены, которые поддерживали его эмоционально и физически, преследование со стороны жителей Мекки, обвинения в ереси, оскорбления и нападки, покушения. Ему также был брошен вызов как посланнику, которому Аллах поручил передать Своё послание. Его называли лжецом, колдуном, поэтом и гадалкой. Репутация Мухаммада ﷺ подвергалась нападкам, а его товарищей пытали до такой степени, что люди переставали его слушать. В течение двух лет подряд, прежде чем он переселился в Медину, в него верили только четыре человека, двое из которых вскоре умерли.

Поездка посланника Аллаха ﷺ в соседний город Таиф стала ещё одним примером тех трудных времён. Пророк ﷺ прошёл пешком более пятидесяти миль, чтобы донести своё послание до жителей Таифа и попросить их поддержки. Они не только насмехались над ним, не верили в него и подводили его, но также просили своих рабов и детей бросать в него камни в след, пока его сандалии не покраснели от крови.

Даже после переселения в Медину его жизнь была нелёгкой. Он страдал от проклятий и неуважения лицемеров в Медине. Его благородная жена Айша (р.а.) была объектом ужасных слухов, распространявшихся в обществе в течение нескольких дней. Медине под его руководством бросали вызов войны почти все племена Аравии. Он был свидетелем убийства семидесяти своих товарищей, среди которых был его дорогой дядя Хамза (р.а.). Более того, он столкнулся с осадой десяти тысяч солдат, атакой, в результате которой весь его город, где жили все верующие, оказался под угрозой разрушения. Он столкнулся с изменой со стороны еврейских племён в Медине: некоторые замышляли убить его, а другие предали, чтобы перейти на сторону атакующей армии. Многие из посланников, которых он отправлял учить людей исламу, были хладнокровно убиты, и он оплакивал их в течение нескольких месяцев.

Учимся у Пророка ﷺ

Как Пророку ﷺ удалось справиться со всеми этими трудностями? Как он смог выйти из них более сильным и с ещё большим влиянием в обществе? Как ему удалось создать такое сообщество, которое смогло быть стойким перед лицом опасностей во время его жизни и после его смерти?

Мы собрали для вас несколько простых, но очень эффективных концепций, которые Пророк ﷺ воспитал в себе и которым научил своих сподвижников.

Эти концепции чрезвычайно важны для нас, чтобы понять и принять их. Они включают в себя личные качества, проявленные Пророком ﷺ и его сподвижниками, идеи, которым учит Коран и слова Пророка ﷺ, практические действия, предпринятые Пророком ﷺ в трудные времена.

1. Трудности – это неизбежные испытания.

Это первая и самая важная идея, которую нужно понять: переживание трудностей почти всегда неизбежно.

«И Мы уже испытали тех, кто был до них. И Аллах знает, кто искренен, а кто лжёт. Неужели те, кто совершает злодеяния, полагают, что они смогут избежать Нашего [наказания]? Это предположение дурно!» (аль-Анкабут, 3-4).

Когда вы утверждаете, что верите в Аллаха, отстаиваете то, что правильно, выступаете против того, что неправильно, поддерживаете справедливость или боретесь с угнетением – все эти утверждения будут проверены. Аллах покажет, кто говорит правду, а кто лжёт.

«Неужели вы [о, верующие] думали, что войдете в Рай без того, чтобы вас постигло то, что постигло ваших предшественников [пророков и верующих из прежних общин]? На них обрушивались нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что посланник и верующие восклицали вместе: «Когда же придет помощь Аллаха?» [И им был дан ответ, что] поистине, помощь Аллаха близка» (Аль-Бакара, 214).

2. Трудности случаются по воле Аллаха.

Очень важно знать и верить, что с вами не случится ничего, кроме того, что предопределил для вас Аллах.

«Скажи [им, о Мухаммад]: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он — наш Покровитель [поддерживающий нас и дарующий победу]. И пусть лишь на Аллаха полагаются верующие» (ат-Тауба, 51).

Пророк Мухаммад ﷺ учил одного из своих юных двоюродных братьев, Абдуллу Ибн Аббаса: «Знай, что то, что поражает тебя, не промахнулось бы мимо тебя».

Эта вера даёт утешение и предотвращает страх перед будущими трудностями.

В Священном Коране сказано:

«Любая беда обрушивается [на человека] лишь с дозволения Аллаха. Он ведёт [по истинному пути] сердце того, кто верит в Аллаха. И Аллах знает обо всём» (ат-Тагабун, 11).

3. Беги к Аллаху.

«О, Аллах, я показываю перед Тобой свою слабость...», – эта фраза была частью молитвы Пророка ﷺ, когда он возвращался из своей поездки в Таиф. Искать прибежища у Аллаха и просить Его о помощи и поддержке – это очень важное действие, которое мы должны совершить в трудное время. Это испытание Аллаха, оно произошло с Его позволения, и только Он может облегчить его.

4. Проанализируйте свои действия.

В трудные времена мы должны анализировать свои действия. Эта трудность вполне может быть предупреждением Аллаха о том, что мы делаем что-то не так. Это может быть из-за наших грехов или совершённых ошибок.

«И любая беда постигает вас [верующие] лишь за то, что вы сделали своими руками [из грехов]. Он прощает вам многое» (аш-Шура, 30).

Возможно, это происходит, потому что мы заблудились, и Аллах послал нам эту трудность в качестве напоминания, чтобы вернуть нас обратно.

5. Будьте оптимистичны.

Иметь надежду и быть оптимистом – вот два важных качества, на которые Пророк ﷺ опирался, сталкиваясь с трудностями.

Сообщается, что Хаббаб ибн аль-Аратт (р.а.) сказал: «Однажды, когда посланник Аллаха ﷺ лежал в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы стали жаловаться ему, говоря: «Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?» В ответ на это он сказал: «Среди живших до вас бывало так, что человека хватали, вырывали для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову и распиливали его надвое, однако и это не могло заставить его отречься от своей религии, и бывало так, что человека раздирали железными гребнями, отделявшими кости от мяса и жил, но и это не могло заставить его отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело к завершению, и будет так, что всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха или нападения волка на своих овец, но вы слишком торопитесь!» (Бухари).

Именно эта надежда на Аллаха и уверенность в том, что после трудностей наступит облегчение, поддерживали их. Эта надежда не только сохранялась в сердцах, но и распространялась через слова и отношение.

Исполнил ли пророк Мухаммад ﷺ свою пророческую миссию до конца?
Когда мусульманам было тяжело, также тяжело было и ему. Он в своем сердце чувствовал боль за других мусульман. Его еда, питье, все жизненные условия соответствовали жизненным стандартам обычного человека...
20.05.2021
3019

6. Не отвлекайтесь.

Одним из печальных последствий переживания трудных времён является то, что трудности отвлекают внимание. Иногда сама трудность отпугивает нас от того добра, которое мы делаем.

В Коране сказано:

«И пусть не отвратят они тебя от аятов Аллаха после того, как они были ниспосланы тебе. Призывай к своему Господу и никогда не становись язычником» (аль-Касас, 87).

Пророк ﷺ никогда не переставал передавать своё послание из-за личных трудностей, через которые он прошёл, или из-за угроз и пыток, которые он получал от врагов.

7. Ожидайте награды.

Это было одно из учений, которое Коран вложил в сердца мусульман. Независимо от того, происходит бедствие естественным путём или оно вызвано вредом других, терпение и настойчивость приносят большую награду.

«И, поистине, за трудностью – облегчение. Поистине, за трудностью – облегчение» (аш-Шарх, 5-6).

Когда придёт лёгкость, боль уйдёт и будет забыта. То, что остаётся и никогда не исчезнет, – это огромная награда, которую может получить при жизни мусульманин.

«Мы обязательно испытаем вас некоторой опасностью [незначительной по сравнению с теми бедами, от которых Мы вас оберегаем], голодом, уменьшением имущества, [смертью близких вам] людей и [гибелью] плодов [чтобы увидеть, будете ли вы проявлять терпение]. Обрадуй же [о, Мухаммад] терпеливых [Раем]. [Терпеливые – это] те, кто, когда постигает их несчастье, говорят: «Инна лиЛляхи ва инна иляйхи раджиʼун» [«Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращение»]. Это – те, кому даны благословение [прощение] от их Господа и милость, и они идут верным путём [потому что в трудностях они проявляют покорность и довольство]» (аль-Бакара, 155-157).

Все фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle