В риваяте, который передали Аль-Ауфи, Ибн Аби Талха и Абу Салих от Ибн Аббаса, сообщается, что сура «Аль-А`раф» является одной из сур, которые были ниспосланы в Мекке. В другом риваяте, переданном от Ибн Аббаса и Ибн Зубейра, сообщается, что данная сура является мекканской без исключений, то есть все ее аяты до единого были ниспосланы в Мекке (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 8/74).
Во втором риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что исключением являются пять аятов с 163 по 167; Мукатиль же говорил, что исключением являются девять аятов с 163 по 171, то есть эти аяты были ниспосланы в Медине (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 14/14).
В риваяте, который передали Ибнуль-Мунзир и Абуш-Шейх от Катады, сообщается, что в Медине был ниспослан только лишь один 163 аят, а все остальные аяты были ниспосланы в Мекке (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/412).
Фахруддин ар-Разы говорил, что, с точки зрения очередности ниспослания, сура «Аль-А`раф» была ниспослана после суры Сад (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 14/14).
يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ ذَلِكَ مِنْ آيَاتِ اللّهِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُونَ
«О, потомки Адама! Мы ниспослали вам одежду для прикрытия вашей наготы и (для) украшения. Однако одежда богобоязненности (вера, страх перед Аллахом, хорошая нравственность) – наилучшая! Это (ниспослание одежды) одно из знамений Аллаха, чтобы они (люди) приняли наставление» (Аль-Араф, 26).
В риваяте, переданном от Муджахида, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении людей, которые совершали обход Каабы в голом виде (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/181).
В толковании к аяту «О, потомки Адама! Мы ниспослали вам одежду для прикрытия вашей наготы и (для) украшения...» Ибнуль-Мунзир приводит риваят, переданный от Икримы: «Этот аят был ниспослан в отношении «ахмасов» (религиозных фанатиков) из числа курайшитов, а также следовавших их путем арабских племен, таких как Аус, Хазрадж, Хузаа, Сакиф, Амир ибн Са`саа, Кинана ибн Бакр.
В сезон хаджа они отказывались от употребления в пищу мяса, входили и выходили из своих домов с задней стороны, не носили одежду из шерсти, а носили только одежду из кожи, в которую одевали и своих детей. За исключением курайшитов, все остальные племена арабов совершали обход Каабы в голом виде. Когда человек подходил, к Каабе, он снимал с себя всю свою одежду, говоря: «Это наша одежда, которую мы снимаем в знак очищения от грехов, которые мы совершили перед нашим Господом». Затем, обращаясь к курайшитам, они говорили: «Кто одолжит нам фута (набедренную повязку)?». Если они могли одолжить у кого-то набедренную повязку, то прикрывались ею, если же никто им ничего не давал, то они совершали таваф Каабы полностью обнаженными, и только после завершения тавафа они надевали свою одежду, снятую перед этим (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/433-434).
وَإِذَا فَعَلُواْ فَاحِشَةً قَالُواْ وَجَدْنَا عَلَيْهَا آبَاءنَا وَاللّهُ أَمَرَنَا بِهَا قُلْ إِنَّ اللّهَ لاَ يَأْمُرُ بِالْفَحْشَاء أَتَقُولُونَ عَلَى اللّهِ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
«Совершая дурное, они (язычники – друзья шайтанов) говорят (в качестве оправдания): «Мы нашли на этом наших предков (и последовали за ними). И (значит) Аллах повелел нам это». Скажи (им, о Мухаммад): «Аллах (который приказывает совершать благие дела и побуждает к высокой нравственности) не велит совершать разврат. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, о чем не ведаете?» (Аль-Араф, 28).
В риваяте, переданном от Судди и Муджахида, сообщается, что одно из арабских племен из Йемена совершало обход Каабы в обнаженном виде. Когда у них спросили: «Почему вы совершаете таваф в голом виде?», они ответили: «Мы видели, что наши отцы делали так. Аллах приказал нам совершать таваф голыми». И тогда был ниспослан этот аят (Табери, Джамиуль-Байан, 8/114).
يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
«О, потомки Адама! Украшайтесь для (посещения) мечети (и совершения каждого намаза). Ешьте (разрешенную пищу) и пейте, но не будьте расточительны, поистине, Он (ваш Господь) не любит расточительных» (Аль-Араф, 31).
В риваяте, приведенном Муслимом в своем «Сахихе» от Ибн Аббаса, сообщается, что во времена джахилии женщины совершали обход Каабы также совершенно голыми. Перед тавафом они спрашивали: «Кто одолжит мне одежду для совершения тавафа?». Если кто-то из «ахмас» (курайшитов) давал им одежду, то они прикрывали этой одеждой свое срамное место и произносили четверостишия, в которых говорилось: «Сегодня я не обращу никакого внимания на то, что это кто-то увидит, если даже увидят все. А тому, кто увидит это (мое срамное место), это не будет халялем». В связи с этим Аллах Всевышний ниспослал аят: «О, потомки Адама! Украшайтесь для (посещения) мечети (и совершения каждого намаза)...» (Муслим, Тафсир, 25; Насаи, Манасикуль-Хадж, 161).
Ибн Кясир, который указывал данную причину в качестве причины ниспослания ранее упомянутого аята «Совершая дурное, они (язычники – друзья шайтанов) говорят (в качестве оправдания): «Мы нашли на этом наших предков (и последовали за ними). И (значит) Аллах повелел нам это», после упоминания данного риваята говорил: «Наряду с этим, те, у кого была с собой абсолютно новая одежда, одевали ее для совершения тавафа. Те же, у кого не было новой одежды, или кто не мог одолжить одежду у курайшитов, совершали таваф полностью обнаженными. Те, кто совершали таваф в новой одежде, после его окончания снимали с себя эту одежду и выбрасывали, и никто другой не мог взять ее себе. Как правило таваф в обнаженном виде днем совершали мужчины, а женщины совершали таваф ночью» (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/398).
Ибн Аббас рассказывал: «Во времена джахилии некоторые бедуины совершали обход Каабы полностью обнаженными. И даже женщины совершали таваф полностью обнаженными, за исключением интимного места, которое они прикрывали маленьким кусочком материи. При совершении тавафа эти женщины повторяли следующее четверостишие: «Сегодня я не обращу никакого внимания на то, что это кто-то увидит, если даже увидят все. А тому, кто увидит это (мое срамное место), это не будет халялем». И вот в отношении этих и им подобных людей Аллах Всевышний ниспослал своему посланнику аят:
«О, потомки Адама! Украшайтесь для (посещения) мечети (и совершения каждого намаза)».
В риваяте, приводимом Муслимом от Ибн Аббаса, сообщается, что вместе с этим аятом по той же причине был ниспослан следующий за ним аят, в котором говорится:
«Спроси (этих язычников, о Мухаммад): «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и благое из пропитания?» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 156).
В риваяте, переданном Абу Салямой ибн Абдуррахманом от Ибн Аббаса, сообщается, что во времена джахилии, когда паломники спускались в долину Мина и достигали мечети Мины, то, в соответствии с требованиями религии, которую они исповедовали, они снимали с себя сразу и верхнюю и нижнюю одежду и совершали таваф полностью обнаженными. И вот в отношении этих людей и был ниспослан этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 157; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 14/60).
В некоторых тафсирах говорится, что снятие с себя одежды перед тавафом символизировало недопустимость совершения тавафа в одежде, испачканной земными делами, или же снимаемая одежда была символом грехов, которые человек совершил до хаджа, тогда снятие с себя этой одежды символизировало очищение человека от этих грехов посредством совершения хаджа (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 14/60).
Однако какой бы смысл не был заложен в это, подобная практика представляется собой не что иное, как чрезмерное и излишнее соблюдение чистоты, дополнительные трудности, которым человек подвергает себя, и усложнение в выполнении религиозных обрядов.
В риваяте, переданном от Кельби, указывается несколько иная причина ниспослания данного аята. В соответствии с этим риваятом, во времена джахилии многобожники в период совершения хаджа, в качестве выражения почтения к этому ритуалу и к Каабе практически ничего не ели, ограничиваясь лишь тем количеством пищи, которое необходимо, чтобы не умереть с голода. С приходом ислама, мусульмане, видя это, сказали: «Мы больше, чем они достойны того, чтобы выражать почтение хаджу. Поэтому и мы будет делать так же». И тогда был ниспослан этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 157). Фахруддин ар-Разы передал этот риваят от Ибн Аббаса (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 14/60).
Продолжение следует…
«Асбабун-Нузуль. Причины ниспослания аятов Корана»
Автор: Профессор Доктор Бадреддин Четинер.
Перевод с турецкого: Сабир Грижак