Как жить счастливо и с пользой? Руководство к действию

Часто ли мы поступаем с пользой для дела? Многие скажут: “Всегда!” Действительно, разумный человек выбирает пользу - зачем ему вред?

Однако, учитывая, какие мы разные, у каждого из нас и понимание жизни своё. Поэтому польза для одного может означать для другого, если не полный вред, то некоторую проблему. А кажущаяся результативность в каком-то деле может обернуться, как минимум, бесполезным итогом.

Так, на какую пользу и в чём следует ориентироваться?

Мысли

Наш мозг работает круглые сутки. Столько же времени он генерирует разнообразные идеи, планы, образы, модели… Казалось бы, выбирай, что “по тебе” и выполняй. Однако, проявим осторожность! Ведь мысли в нашей голове могут быть вредными. Нередко, при всей привлекательности, они бывают от шайтана. А этот враг сынов Адама никогда не желает и не делает нам добра.

Как шайтан овладевает нашими сердцами > >

К тому же, человеческий нафс (эго), по своей жадности и капризности, нередко видит пользу только в том, что легко выполняется, доставляет удовольствие, не требует усилий. Это еще одна ловушка для человеческой души. Если следовать за нафсом, можно буквально потонуть в самодовольстве, эгоизме и других душевных недугах. Будучи малозаметными поначалу, в конечном итоге, они выливаются в большой вред для самого человека и окружающих. И, увы, иногда этот вред так и не осознаётся больной душой…

По этим причинам, нам следует контролировать свои мысли. Делать их полезными для обоих миров возможно через соотнесение их с нормами Ислама. Ведь, хотим мы или нет, но жизнь каждого из нас, до последней минуты будет определяться внутренним ниятом:

Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести) [...]” (хадис Пророка Мухаммада (мир ему) переданный имамами Муслимом, Аль-Бухарий, Ат-Тирмизи)

Слова

Другая часть нашего существа - это речь. Любопытно, что польза или вред произносимого языком не всегда напрямую передаётся интонацией, словами и мимикой. Так, многим знакомо, как спокойная или грамотная речь может быть оскорбительной или лживой, и наоборот, скупая или нескладная - проявлением поддержки и доброго отношения. 

В основном, мы не можем влиять на то, что и как говорят окружающие. Однако, свою речь мы можем и должны контролировать.

Соблюдайте эти 5 правил, и вы научитесь контролировать свой язык> >

Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:

“Доброе слово – это садака”(передано имамом Аль-Бухари).

Доброй и полезной наша речь может быть, если она: правдива, предметна, носит уважительную форму и, самое главное, её тема допустима с позиции религии. Такой разговор обернётся благом для нас и наших собеседников. И, конечно, важно помнить, что нередко самым полезным оказывается обойтись вообще без слов: “Говори благое или молчи!”.

5 самых страшных грехов, причиной которых становится наш язык > >

Поступки

Наши действия и поступки касаются нас самих и окружающих. Здесь польза может принимать разные формы. Однако, обеспечивают её всегда следующие условия: дозволенность, своевременность, продуманность и добросовестность совершаемых действий.

Что касается чужого поведения, то о нём лучше не судить и не говорить. К этому надо последовательно себя приучать, чтобы не вредить ни себе, ни другим, ни в мыслях, ни языком.

А вот думать и говорить о своих действиях имеет важный смысл. Как именно это делать? 

Во-первых, наши поступки должны быть взвешены. Известно, что “спешка от шайтана”. Поэтому, для пользы дела, во всех ситуациях следует действовать без суеты, обдуманно. Если предстоящее дело неоднозначно и вызывает в нас хоть какие-то сомнения, стоит и вовсе глубоко заглянуть в себя: “Могу ли я выполнить это, ради Аллаха? Могу ли после этого рассчитывать на Его Довольство?” .

Во-вторых, обговаривать с кем-либо то, что мы уже совершили, нужно не всегда. А, например, для извлечения уроков (обратившись к эксперту) или чтобы поделиться с кем-то своим опытом (в случае успеха). Что касается наших планов, то разобраться в их возможной пользе или вреде поможет совет благоразумного человека или хорошего специалиста (в зависимости от того, в каком вопросе возникли сомнения). В этом случае можно доверительно обсудить свой вопрос, не опасаясь пустой болтовни. Таким образом, честные размышления и полезный разговор выльются в праведный поступок, за который не будет стыдно ни перед Аллахом, ни перед людьми.

Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle