Необходимость делает запрет дозволенным?! Правила Аллаха. Часть 3

В заключительной статье о запретах Всевышнего Аллаха мы поговорим о последних трех правилах.

7. Следует остерегаться сомнительного, чтобы не впасть в запретное

Запреты и дозволенные деяния в исламе очевидны, но между ними есть сомнительные поступки, которых ислам призывает остерегаться. К сомнительному относится всё, что трудно отнести к запретному или дозволенному. Иногда учёные права, сомневаясь относительно дозволенности или запретности определенного поступка, выносят решения согласно своему иджтихаду (самостоятельное суждение). Если о каком-либо поступке было вынесено решение в пользу его дозволенности, но у людей все равно остаются сомнения относительно него, то им лучше его оставить. Так поступают богобоязненные люди.

«Они пьют алкоголь, давая напиткам различные имена»: что нужно знать о запретном в науке усуль аль-фикх. Часть 2
В прошлой статье мы писали о трёх правилах в науке усуль аль-фикх (основы фихка), связанные с темой запретов в исламе. Все эти правила помогают понять людям, по каким причинам Всевышний Аллах запретил те или иные вещи.
04.01.2021
2961

Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изрёк: «Все дозволенное ясно, и все запрещенное ясно, но между ними есть сомнительное, о котором многие люди не ведают. Поэтому всякий, кто избегает сомнительных дел, тем самым оберегает свою веру и свою честь. А всякий, кто совершает сомнительные дела, впадает в грех, ведь пастух, пасущий скот вокруг заповедного пастбища, близок к тому, чтобы ступить на заповедные земли. Слушайте! У каждого царя есть свои заповеди, и заповеди Аллаха — Его запреты. Слушайте! В теле есть кусочек мяса: если он здоров, то все тело здорово, если же он заболевает, то все тело заболевает. Слушайте же, это — сердце!» (аль-Бухари)

8. Необходимость делает запрет дозволенным

У людей бывают такие тяжелые ситуации в жизни, когда они вынуждены прибегнуть к запретному. При крайней необходимости шариат дозволяет то, что запрещено в обычных условиях.

Сохранение религии, жизни, имущества, чести и разума является целью ниспослания божественного закона. Поэтому если, например, человеческой жизни угрожает опасность голодной смерти, то человеку дозволено есть то, что обычно запрещено.

Сообщая о том, что человеку нельзя употреблять в пищу, Всевышний говорит:

«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (аль-Бакара, 173).

Отсюда, если у человек нет иных продуктов, кроме как, например, мяса свиньи, то ему дозволяется есть его, чтобы не умереть с голода.

Чтобы дуа исполнялись, нужно есть халяльную пищу?
Имеются некоторые сунны и адабы для того, чтобы дуа была принята. Одна из них...
11.08.2020
3515

9. Запреты нельзя нарушать даже на «территории войны» (дар аль-харб)

В науке фикх есть такие три термина «дар аль-ислам» (территория ислама), «дар аль-харб» (территория войны) и «дар аль-ахд» (территория договора). Разница между территорией ислама и территорией войны – это разница между безопасностью и страхом. Если верующие живут в безопасности и могут соблюдать свои религиозные обряды, то территория, на которой они живут, не может называться «дар аль-харб» (территория войны).

Когда монголы завоевали множество исламских стран, учёные вели споры относительно того, где теперь они живут: на территории ислама или войны. Многие ханафитские ученые поддержали то мнение, что они живут на территории ислама и мира. Среди них Баззаз аль-Кардари (да помилует его Аллах), который в своей знаменитой книге писал: «Страны, которые до завоевания их неверующими монголами принадлежали мусульманам, несомненно, и сейчас считаются мусульманскими (территорией ислама). В фикхе принято, что если остается хотя-бы часть причины, решение по нему остается законным. После завоевания монголов власть перешла в их руки, однако «часть причины» осталась, ведь нам не запрещают провозглашать азан, совершать молитву и выполнять прочие обязанности. Потому нельзя называть эти страны территорией войны (дар аль-харб)».

Если же мусульмане живут в странах, где им не дозволяют выполнять не единого предписания религии, и если учёные относительно данных стран говорят, что они являются территориями войны, то даже там не позволительно преступать запреты.

Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», Хайретдин Караман

Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями!

Социальные комментарии Cackle