В заключительной статье о запретах Всевышнего Аллаха мы поговорим о последних трех правилах.
Запреты и дозволенные деяния в исламе очевидны, но между ними есть сомнительные поступки, которых ислам призывает остерегаться. К сомнительному относится всё, что трудно отнести к запретному или дозволенному. Иногда учёные права, сомневаясь относительно дозволенности или запретности определенного поступка, выносят решения согласно своему иджтихаду (самостоятельное суждение). Если о каком-либо поступке было вынесено решение в пользу его дозволенности, но у людей все равно остаются сомнения относительно него, то им лучше его оставить. Так поступают богобоязненные люди.
Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изрёк: «Все дозволенное ясно, и все запрещенное ясно, но между ними есть сомнительное, о котором многие люди не ведают. Поэтому всякий, кто избегает сомнительных дел, тем самым оберегает свою веру и свою честь. А всякий, кто совершает сомнительные дела, впадает в грех, ведь пастух, пасущий скот вокруг заповедного пастбища, близок к тому, чтобы ступить на заповедные земли. Слушайте! У каждого царя есть свои заповеди, и заповеди Аллаха — Его запреты. Слушайте! В теле есть кусочек мяса: если он здоров, то все тело здорово, если же он заболевает, то все тело заболевает. Слушайте же, это — сердце!» (аль-Бухари)
У людей бывают такие тяжелые ситуации в жизни, когда они вынуждены прибегнуть к запретному. При крайней необходимости шариат дозволяет то, что запрещено в обычных условиях.
Сохранение религии, жизни, имущества, чести и разума является целью ниспослания божественного закона. Поэтому если, например, человеческой жизни угрожает опасность голодной смерти, то человеку дозволено есть то, что обычно запрещено.
Сообщая о том, что человеку нельзя употреблять в пищу, Всевышний говорит:
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (аль-Бакара, 173).
Отсюда, если у человек нет иных продуктов, кроме как, например, мяса свиньи, то ему дозволяется есть его, чтобы не умереть с голода.
В науке фикх есть такие три термина «дар аль-ислам» (территория ислама), «дар аль-харб» (территория войны) и «дар аль-ахд» (территория договора). Разница между территорией ислама и территорией войны – это разница между безопасностью и страхом. Если верующие живут в безопасности и могут соблюдать свои религиозные обряды, то территория, на которой они живут, не может называться «дар аль-харб» (территория войны).
Когда монголы завоевали множество исламских стран, учёные вели споры относительно того, где теперь они живут: на территории ислама или войны. Многие ханафитские ученые поддержали то мнение, что они живут на территории ислама и мира. Среди них Баззаз аль-Кардари (да помилует его Аллах), который в своей знаменитой книге писал: «Страны, которые до завоевания их неверующими монголами принадлежали мусульманам, несомненно, и сейчас считаются мусульманскими (территорией ислама). В фикхе принято, что если остается хотя-бы часть причины, решение по нему остается законным. После завоевания монголов власть перешла в их руки, однако «часть причины» осталась, ведь нам не запрещают провозглашать азан, совершать молитву и выполнять прочие обязанности. Потому нельзя называть эти страны территорией войны (дар аль-харб)».
Если же мусульмане живут в странах, где им не дозволяют выполнять не единого предписания религии, и если учёные относительно данных стран говорят, что они являются территориями войны, то даже там не позволительно преступать запреты.
Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», Хайретдин Караман