Нафс – друг или враг?

Одной из наших главных обязанностей является саморефлексия, неустанная работа над собой, над собственным нафсом. Но что такое нафс, какие у него есть степени и признаки, чем они отличаются и как работать над совершенствованием нафса?

Об этом в прямом эфире наших социальных сетей рассказал имам мечети «Тынычлык» Закария хазрат Тимганов (посмотреть эфир можно в аккаунте Instagram @islam_today_huzur). При подготовке к эфиру хазрат использовал материалы книг «Ихья улюм ад-дин» имама аль Газали и «Адабы на пути праведников» Мухаммадасаки Хашими.

Что же такое нафс?

Это природное естество человека, которое называют душой или жизнью. Это такая духовная субстанция, которая находится в самом человеке. «Познавший Всевышнего Аллаха говорит, что нафс берёт начало из некого скрытого мира, который невидим глазу человека», – подчеркнул Закария хазрат, обратив внимание, что в зависимости от проявлений и признаков существует несколько ступеней и сыфатов (признаков) нафса. Давайте познакомимся с ними ближе.

1. Нафс аммара.

Это нафс, который постоянно подталкивает к низменным поступкам, совершению отрицательных поступков, грехов. В результате человек низкие дела считает абсолютно нормальными, не видит в них ни капли изъяна. «В это время он даже не задумывается о Создателе. Для него обыденным делом становится совершение грехов, – объяснил хазрат. – Изо дня в день человек совершает определённые греховные поступки, в которых не видит вреда или чего-то плохого. Нафс человека довлеет над ним. У такого человека нет страха перед Аллахом, перед Судным днём, перед тем, какие испытания его ожидают, что будет с него спрос». Такие люди проводят время в наслаждениях и утехах, не различая, что есть халяль, а что есть харам. 

Избавится от влияния этого нафса, по словам Тимганова, можно через путь искреннего раскаяния и прохождения нравственного воспитания. При этом во время тауба (покаяния) должны быть соблюдены определённые условия: искренне покаяться в совершённом, выразить сожаление и крепкое намерение не совершать больше такого греха. Таким образом нафс может поменяться, на всё воля Всевышнего Аллаха.

2. Нафс лавамма.

Следующая ступень нафса – нафс, порицающий или укоряющий себя. Пробуждается он после того, как человек сделал раскаяние, попросил прощения и встал на путь нравственного исправления. «Все мы сожалели о своих ошибках, когда делали первые шаги в религии. После того, как человек отказывается от бремени этих грехов, то в первую очередь сожалеет и укоряет себя в совершённом», – объяснил Закария хазрат. То есть человек начинает метаться между добром и злом. «Если же нисходит милость Аллаха и человек получает духовную поддержку, то он легко может избавиться от этого состояния», – добавил хазрат.

3. Нафс мульхима.

Это вид нафса, который позволяет человеку получить от Всевышнего Аллаха баракат и помогает ему совершать праведные деяния. Это проявляется в наслаждении, появляющемся при чтении намаза, нежелании заканчивать молитву, а продолжать её ещё и ещё. Вместе с пониманием важности всего, что говорится в религии, в книге Творца, приходит ощущение сладости от происходящих изменений.

«Человек начинает избегать греховных поступков, потому что боится потерять это состояние – наслаждение в поклонении и от поминания Аллаха. Всё это дарует Аллах. В сердце человека в этот момент горит огонь божественной любви, благодаря чему появляются знания, различаешь добро и зло. Но шайтан не оставляет попыток», – резюмировал имам.

К сожалению, цель шайтана именно тот человек, у которого есть иман, который борется со своими низменными страстями. Шайтан пытается заставить человека бросить более значимые благие дела ради низменных, любым способом сбить человека. Одновременно с этим может появится состояние самонадеянности, мысли о том, что человек ограждён от наказания. В это время нужно быть крайне осторожным, поскольку человек может разочаровываться в чём-то, осознавая неидеальность окружающего мира и людей вокруг.

И до нас, и после нас будут люди лучше нас, есть те, кто не обладает великими знаниями, но имеет неповторимую искренность. Лучшим примером в этом для нас может быть только посланник Аллаха (с.а.с.). Мы должны устремиться к Всевышнему Аллаху, к знаниям и примеру Пророка (с.а.с).

4. Нафс мутмаинна.

Это нафс, который достиг покоя, пройдя через боль и сомнения. Это ступень дружбы с Аллахом, ступень святости. Нафс вместе с сердцем с любовью и удовольствием выполняет все повеления Всевышнего Аллаха. Нет следа от сомнений, достигается определённое духовное состояние, получает божественный свет. В основе каждого поступка такого человека лежит покорность и желание Всевышнего, стремление достичь Его благословения. Это нафс, который нашёл покой в любви ко Всевышнему Аллаха, в зикре и в поклонении Ему.

5. Нафс радыя.

Человек, воспитавший свой нафс до этой ступени, всегда доволен Всевышним, независимо от ситуации. Он отринул всё, кроме Всевышнего Аллаха, взирает только на своего Творца. Откинул в сторону свою волю и уповает только на Создателя. Любит только ради Аллаха, живёт только ради Аллаха. В радости и в беде ищет довольства только Аллаха, ведёт себя так, как это угодно Ему, а на людей смотрит с милосердием и добротой.

6. Нафс мардыя.

На этой ступени Своим рабом доволен сам Всевышний Аллах. Человек напрочь забывает о грехах, делая всё так, как угодно Аллаху, находясь при этом в океане божественной любви. Такой человек есть милость мирам и являет собой образец милосердия. Если Аллах даёт ему возможность творить чудеса, то человек не обращает на это внимания, не гордится этим.
«Конечно, каждый из мусульман является приближённым к Аллаху, только у всех степень приближённости разная. Это ступень великих святых, познавших Всевышнего Аллаха и достигших духовного совершенствования», – подчеркнул Закария хазрат Тимганов. 

7. Нафс камиля.

Это нафс совершенный. Чистый, возвышенный, достигший совершенства нафс.

«На этом уровне мусульмане, которые олицетворяют собой божественную любовь и высокую нравственность, становятся ярким доказательством существования Всевышнего Аллаха и являются настоящими духовными наследниками Пророка (с.а.с.). На них возложена обязанность воспитывать, наставлять людей на истинный путь. Они любят Аллаха, люди тоже их любят. Они боятся Аллаха, и люди смотрят на них с трепетом. Они служат Аллаху, но им служит весь мир. Все люди довольны такими личностями», – резюмировал спикер.

Цель ислама – совершенствование, уверен хазрат. «Мы должны пройти этот путь от самого низменного к состоянию довольства Аллаха. На этом пути должен быть пример, наставник, который поможет и направит. Ведь если ты воспитаешь нафс правильно, то он будет тебе другом, помощником. Если же не сможешь воспитать и будешь идти на поводу своих страстей, то тебя ждёт погибель».

В рамках следующего прямого эфира Закария хазрат Тимганов более подробно расскажет о том, как правильно и эффективно воспитывать свой нафс. В основу беседы наставления из книги Абу Абдуррахмана Ас-Сулами «Болезни нафса и пути их излечения», которая была издана ИД «Хузур».

Социальные комментарии Cackle