Кому предназначена награда Аллаха: разбираем суру «Аль-Бакара»

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَالَّذِينَ هَادُواْ وَالنَّصَارَى وَالصَّابِئِينَ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحاً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ (62)

«Поистине, верующие и иудеи (община Мусы до прихода Исы), и христиане (община Исы до прихода Ислама), и сабии, которые уверовали в Аллаха и в Судный день, и совершали праведные деяния, – им (предназначена) награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Аль-Бакара, 62).

В риваяте, приведенном Ибн Абу Хатимом и Аль-Адани и переданном по каналу Ибн Абу Наджиха от Муджахида, сообщается, что Муджахид рассказывал: «Сальман сказал: «Однажды я спросил у посланника Аллаха (с.а.с.) о своих бывших единоверцах. Я рассказал ему об их поклонении и молитвах. И тогда был ниспослан аят: «Поистине, верующие и иудеи...».

Читайте также: Аят для тех, чьи слова расходятся с поступками

В другом риваяте, также приведенном Ибн Абу Хатимом и переданном от Муджахида, сообщается, что Сальман говорил: «Однажды я спросил у посланника Аллаха (с.а.с.) о своих бывших единоверцах и сказал: «О, посланник Аллаха! Они совершают намаз, соблюдают пост, верят в тебя и свидетельствуют о том, что ты был послан в качестве пророка». Вслед за этим Аллах Всевышний ниспослал этот аят» [Абдульфаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, 13].

В риваяте, приведенном Вахиди и переданном от Муджахида, сообщается, что когда Сальман рассказал посланнику Аллаха (с.а.с.) о своих бывших единоверцах, посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Они все окажутся в Аду». Сальман сказал: «В этот момент весь мир потемнел у меня перед глазами. Но сразу вслед за этим был ниспослан аят: «Поистине, верующие и иудеи…». И в этот момент как будто бы гора спала с моих плеч».

У Вахиди в его книге «Асбабун-Нузуль» упоминается также риваят, в котором сообщается, что Сальман рассказал посланнику Аллаха (с.а.с.) о тех, кто остался в монастырях, на что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Они все окажутся в Аду» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 22].

Мухаммад ﷺ: «С этим я был послан к людям, и к этому я призываю»
Всевышний Аллах – единый Господь, а Его посланник ﷺ – заключительный пророк. Подтверждением тому служат аяты, ниспосланные Аллахом, и риваяты, переданные великими людьми.
22.10.2021
2239

Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим передают от Судди, что данный аят был ниспослан по поводу друзей Сальмана до того, как он принял ислам [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 22-23].

В риваяте, приведенном Вахиди и переданным от Судди, говорится, что аят «Поистине, верующие и иудеи…» был ниспослан по поводу друзей Сальмана аль-Фариси. Когда Сальман пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.), то рассказал ему о поклонении своих друзей (которых он оставил), сказав: «О, посланник Аллаха! Они совершают намаз, соблюдают пост, верят в тебя и свидетельствуют о том, что ты был послан в качестве Пророка». Когда же Сальман закончил хвалить своих товарищей, посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Они все окажутся в Аду». Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Поистине, верующие и иудеи...», и посланник Аллаха (с.а.с.) прочел его до «Они не познают страха и не будут опечалены»» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 22-23].

Наставления суры «аль-Араф»: нравственность и защита от шайтана
В этих коротких аятах суры аль-Араф рассказывается о предсказывании будущего, о снисходительности, о том, как справиться с гневом, о покорности Всевышнему. Это хорошее напоминание верующим.
08.10.2021
2187

Сальману было очень тяжело слышать это, и ему не осталось ничего, кроме как сказать: «Если бы они застали тебя, то они непременно уверовали бы в тебя и последовали бы за тобой». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.

Табери в своем тафсире приводит риваят, переданный от Ибн Аббаса по каналу Мусанны, в котором говорится: «После того как был ниспослан аят «Поистине, верующие и иудеи...», Аллах Всевышний ниспослал аят «Если кто-то выберет иную религию, помимо ислама, у того она не будет принята (в Судный день)» (Имран, 85).

Это наводит на мысль, что первый аят, в котором содержалась радостная весть для товарищей Сальмана, которых он оставил, и которые не застали посланника Аллаха (с.а.с.), был отменен этим аятом суры Али Имран в отношении тех, кто застал пророчество посланника Аллаха (с.а.с.) [Табери, Джамиуль-Байан, 1/254-257].

Социальные комментарии Cackle