Иблис – одно из многочисленных имен шайтанов. Шайтан – термин, используемый для обозначения нечестивцев среди джиннов и людей. В Коране упоминается несколько имен шайтана, который послужил причиной выдворения Адама (да смилостивится над ним Аллах!) из рая. Например: Аль-Адувв, Адуввуллах, Азазиль и Иблис.
Иблис – невидимый человеческому глазу и созданный из огня, который отравляет того, в кого попадает (нар-и семум), является отцом джиннов и шайтанов. При создании в него были вложены желания нафса, по этой причине он возгордился даже находясь среди ангелов, и находящиеся в нем желания обманули его.
По преданиям Ибн Аббаса, Иблис, имевший тогда имя Азазиль, был самым почетным среди ангелов. Он был предводителем группы ангелов, под названием джинны, которые были в ответе за охрану рая. Он обладал большим количеством знаний, это и стало причиной его гордыни и высокомерия.
Вкратце, Иблис – это шайтан из семейства джиннов. Оказался способным к неверию, отказался от земного поклона перед Адамом (да смилостивится над ним Аллах!), из чего следует, что он счел неправильным повеление Аллаха, и по этой причине, подвергнувшись проклятию и гневу Аллаха, остался в неверии навеки. С тех пор он и его потомство старается сбить все человечество с истинного пути. Уберечься от их наущений и является главной обязанностью людей.
Поведение Иблиса можно наблюдать и среди людей. Ранее имевший искреннюю веру в сердце, светлый взор и совершавший праведные деяния, бывший достойным среди мусульман, позднее восстает против Всевышнего, взор его покрывается мраком, и люди дают ему нехорошие прозвища. Так, подобно Иблису, теряя достоинство среди мусульман, он терпит ущерб в и этом мире и в следующем.
Передается, что Ибн Аббас сказал:
«Иблис был достойнейшим среди ангелов и из самого большого их племени. Он был стражником рая, а также царство земли и первого уровня неба были даны ему во владения. Таким образом, он счел себя превыше других обитателей небес. И скрыл в своем сердце гордыню, о которой никто не ведал, кроме Аллаха. Когда же Аллах повелел ангелам преклониться перед Адамом (да смилостивится над ним Аллах!), его гордыня вырвалась наружу».
Так же и люди, которым было велено совершать земные поклоны, стали достойны почета подобно ангелам, не покорившиеся же, идя на поводу у своей гордыни, подверглись позору.
В хадисе, переданном от Анаса (да будет доволен им Аллах!), говорится: «Без сомнения, Аллах повелел Адаму совершить земной поклон, и когда он сразу же совершил его, ему было сказано: «Рай в твоем распоряжении, и твое потомство из тех, кто совершает земные поклоны». Иблису Он также повелел совершить упасть ниц, и когда он ослушался, ему было сказано: «Ты, и те из твоего потомства, кто не будет совершать земные поклоны, будут в огне».
Другим доказательством того, что Иблис не один из ангелов является то, что у него есть потомство. Ангелы не могут рождать или быть рожденными. В то время как есть предания о том, что Иблис увеличивал потомство путем рождения. В 50-ом аяте суры «Пещера» и хадисе, упомянутом выше, идет речь о его потомстве. Все это указывает на доказательство того, что Иблис из числа джиннов. Иблис был создан из огня, а ангелы из света, и также Иблис возгордился и выступил против повеления Аллаха. Ангелы же не противоречат повелениям Аллаха и беспрекословно выполняют его повеления. Потому что Аллах в Коране сказал: «Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» . В то время как у ангелов не бывает потомства.
Причиной же того, почему Иблис отзывался на обращение к ангелам является то, что не смотря на то, что природа его создания отличалась от них, он себя уподоблял им и выполнял схожую с ними работу.
Из описаний в Коране мы также видим, что Иблис не только восстал против веления Аллаха, но еще и стал причиной изгнания Адама (да смилостивится над ним Аллах!) и его жены из рая, и таким образом нанес самый большой вред человечеству. Как сказано в Коране:
«Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли».
Несмотря на запрет Аллаха, Адам, следуя за наущениями шайтана, вкусил запретный плод, и тем самым не сдержал свое слово. В аяте говорится об этом поступке Адама, и о том, что он не смог оставаться решительным и терпеливым перед наущениями шайтана. Но есть и другое толкование последнего предложения этого аята: «и Мы не нашли у него твердой воли». Потому что в дальнейшем Адам сожалел о содеянном, раскаялся.
От Аиши (да будет доволен ею Аллах!) передается, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ночью вышел из ее дома. Аиша сказала: «Я приревновала его». Через какое-то время он пришел ко мне, заметил, что я ревную и спросил:
– Что с тобой, о Аиша! Ты приревновала меня?
Я ответила:
– Что может со мной случиться, разве можно не ревновать такого человека, как ты?
На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил:
– Тебя посетил твой шайтан?
Я спросила:
– О, посланник Аллаха, разве рядом со мной есть шайтан?
Он ответил:
– Да.
Я спросила:
– Рядом с любым человеком находится шайтан?
Он ответил:
– Да.
Я снова спросила:
– И даже рядом с тобой, Посланник Аллаха?
Он ответил:
– Да, но мой Господь помог мне в этом, и он стал мусульманином.
Из этого хадиса мы понимаем, что помимо Иблиса рядом с каждым человеком есть шайтан, который пытается сбить его с истинного пути.
Зная о том, что рядом с каждым человеком находится шайтан, как нам уберечься от него и как спасти себя от его ловушки? В некоторых аятах Корана говорится следующее:
«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха. Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (сатану) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей».
Islam-Today
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.