Фото: FabrikaPhoto/elements.envato.com
Следует знать, что у суры «Фатиха» имеется три известных названия:
Коран начинается с этой суры, поэтому ее назвали «Открывающая Книгу». В ней заключается вся суть Корана, и с нее Коран берет свое начало. Поэтому эту суру назвали «Мать Писания». Также эта сура была названа «Сабуль-Месани», поскольку состоит из семи аятов.
Некоторые говорили, что эта сура ниспослана в Мекке, а кто-то утверждал, что она была ниспослана в Медине. Были и утверждавшие, что сура «Фатиха» ниспослана дважды: и в Мекке, и в Медине. Правильным является утверждение, что она ниспослана в Мекке.
Буква 'ба' в начале слова "бисмилляхи" является такой же буквой-связкой, как 'мин' или 'ан'. В этом предложении нет глагола, с которым она связана. Эта буква означает "начинаю", а слово "бисмилляхи" имеет значение "начинаю именем Аллаха". Буква 'алиф' в начале имени в "бисмилляхи" была опущена ради удобства в произношении. Когда называется имя, подразумевается то лицо, которому оно принадлежит.
Имам Халиль говорил: «Имя Аллаха является словом, из которого нельзя образовать другие слова. Оно принадлежит только Аллаху, является названием божественной сущности. Это слово заключает в себе все божественные атрибуты».
Согласно некоторым, это производное слово (мюштак), но некоторые говорили, что оно не является производным.
Большой ученый Сейид Шариф Джуррани в комментариях к тафсиру «Аль-Кашшаф» пишет: «Как люди находятся в изумлении относительно сущности Аллаха, точно также они в удивлении от имени Аллаха».
Великий муфассир кади Бейзави в своем тафсире говорит: «Имя Аллаха - не имя собственное. Если допустить такое предположение, то появится смута. Вера в Аллаха будет неправильной».
Не случайно в Коране сказано таким образом: «Он (Аллах) - Тот, Кто является Богом на небесах и на земле. Он - Мудрый, Знающий» (Сура «Украшения», аят 84).
Если бы имя Аллаха было именем собственным, тогда пришлось бы предположить, что земля и небеса являются для него оболочкой, а Аллах находится внутри них. Но это будет нечто такое, чего нельзя даже предположить.
Как известно, имя Аллах обозначает Его качество быть богом на земле и небесах. По этому поводу имеется множество суждений. Мы здесь говорили об этом довольно подробно. Этого достаточно.
"Ар-Рахманир-Рахим". Ибн Аббас говорит, что это два взаимосвязанных имени Аллаха. Имам Мубаррид пояснил таким образом: «Ар-Рахман имеет более общее значение "милостиво дающий пропитание всем: и верующим, и неверующим". Ар-Рахим означает милосердный. Аллах в ахирате проявит милосердие только верующим.
Имелись разногласия относительно "бисмилляхи". Мусульмане из Медины говорили, что "бисмилляхи" не является частью «Фатихи», и точно также не является аятом в других сурах, это лишь благословение перед началом суры. Мусульмане из Мекки утверждали, что "бисмилляхи" - это аят из «Фатихи». Он приводится в начале каждой суры, чтобы отделять суры друг от друга. Согласно им, первый аят «Фатихи» - "Бисмилляхиррахманиррахим". А последний аят начинается словами "Сираталлязина". А согласно тем, кто утверждает, что "бисмилляхи" не из «Фатихи», первый аят этой суры "Альхамдулилляхи Раббильалямин", а последний аят начинается словами "Гайриль магдуби".
Слово Аль-Хамду означает, что Аллах велик и достоин восхваления. Здесь содержится призыв к людям говорить "Аль-хамду Лилляхи".
Рабб означает Господь, заботливый хозяин. Раббильалямин - значит Господь миров, который обеспечивает миропорядок. Возникновение и существование миров возможно лишь благодаря божественной сущности и могуществу Аллаха. Вселенная - это видимый результат творения Всевышнего.
Саид бин Мусайяб говорил: «У Аллаха есть тысяча миров. Из них шестьсот на море и четыреста на суше. Согласно Микатилю, у Аллаха есть восемьдесят тысяч миров, из которых сорок тысяч на море и сорок тысяч на суше. Вахб бин Мунаббих же говорил, что у Аллаха имеются восемнадцать тысяч миров, а Земля - лишь один из них.
Досточтимый Ка'б аль-Ахбар утверждал, что количество миров Всевышнего известно только Ему. Недаром было сказано:
«Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него» (Сура «Завернувшийся», аят 31).
"Малики йавмид-Дин" - Властелин Дня воздаяния. Асим и Кисаи читают как "Малики йавмид-Дин", другие имамы кираата читали как "Мелики йавмид-Дин". Малик означает всемогущего Творца, создавшего все из ничего, ибо Аллах способен сотворить миры. Мелик означает царь, властелин. В слове Малик произносится на один звук больше, поэтому и саваб от его чтения будет большим.
"Иййака нагбуду" - мы признаем Твою единственность и Тебе одному поклоняемся.
"Ва иййака Настаин" - и Тебя одного молим о помощи.
"Ихдина ас-Сираталь-Мустаким" означает: веди нас прямым путем. Хазрати Али (р.г.) говорил, что это значит «крепко держи нас на прямом пути». Есть формы слова сират, сырат, зират. Все они правильные, все имеются в словаре.
Ибн Аббас говорил, что под прямым путем подразумевается религия Ислам. Ибн Масуд же утверждал, что под прямым путем подразумевается путь Ахлю-Сунны ва джамаата.
Абу аль-Алийа говорит, что прямое словарное значение слова сират - открытая и светлая дорога.
"Сираталлязина анамта алейхим" - путем тех, кого Ты облагодетельствовал. Это значит: позволь нам идти по прямому пути тех, для кого Ты не пожалел своей милости. Досточтимый Икрима говорил, что быть на прямом пути означает идти по пути обладающих иманом.
"Гайриль магдуби алейхим" - не тех, на кого пал гнев. Здесь имеются в виду иудеи. Только неверующим суждено испытать на себе гнев Аллаха, поэтому гнев Аллаха не падет на муминов.
"Ва ляд-Даллин" - и не заблудших. Это значит: не вводи нас в заблуждение, не заставляй идти с теми, кто заблудился, кто сошел с прямого пути.
Слово "Аминь" означает: «Аллах мой! Услышь мое обращение и прими мою молитву».
Из книги "Анваруль-ашикын"