Как отмечается в хадисах, люди будут входить через разные врата Рая, согласно их деяниям при жизни. Например, совершающие намаз войдут через врата намаза, усердствующие на пути Аллаха – через врата усердствующих на пути Аллаха, расходующие на пути Аллаха – через врата пожертвований, а соблюдающие пост – через врата ар-Раййан.
Большее количество врат Рая по сравнению с вратами Ада указывает на то, что Райская обитель является невообразимо просторной, и ее обитателей будет больше, чем обитателей Ада.
Эти врата названы в честь верующих рабов Всевышнего, которые отличились в определенных видах благочестивых деяний.
По этому поводу передается от Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Врата Рая предназначены для обладателей определенных видов деяний, и их призовут через эти врата по названию их деяний» [Ахмад ибн Ханбаль, «аль-Муснад», №9800, 15/496].
Передается от Сахля ибн Са‘да (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«У Рая восемь врат. Одно из врат – врата ар-Раййан – через них войдут только те, кто соблюдал пост» [Аль-Бухари, Бад‘у аль-хальк: 9, №3084, 3/1188].
Это интересно! Читайте также: Есть ли отдельные врата Рая для этой уммы?
Передается от Абу Хурайры (р.а.) о том, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Расходовавшего (по) две вещи (речь идет об обязательном и желательном подаянии, либо о двух вещах из каждого вида имущества человека) на пути Аллаха призовут через райские врата: «О, раб Аллаха! Это – большое благо! Если человек регулярно совершал намаз, его призовут через врата намаза. Если человек усердствовал на пути Аллаха, его призовут через врата усердствующих на пути Аллаха. Если человек регулярно соблюдал пост, его призовут через врата ар-Раййан. Если человек давал садака, его призовут через врата пожертвований».
Услышав это, Абу Бакр (р.а.) сказал: «Да станут мои родители выкупом за тебя, о посланник Аллаха! Ни в чем не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат, но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех этих врат?».
Пророк (с.а.с.) ответил: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них» [Аль-Бухари, Саум: 4, №1798, 2/671].
Юсуф ибн Са‘ид аль-Малики в своем сочинении «Нузхат аль-арвах фи ба‘ди авсафи аль-джаннати дари аль-афрах», основываясь на хадисах, отмечает количество врат Рая.
1. Врата ар-Раййан для соблюдающих пост (ураза).
2. Врата намаза.
3. Врата закята.
4. Врата усердствующих на пути Аллаха.
5. Врата покаяния, также именуемые вратами Милости.
6. Врата прощения.
7. Врата довольных и довольствующихся.
8. Врата для тех, кто войдет без расчёта.
Актуально! Читайте также: Что говорят аяты и хадисы о вечности Рая?
Некоторые ученые назвали эти врата «большими вратами Рая». Опираясь на другие хадисы, они увеличили их число до 18, назвав их «маленькими вратами среди больших врат» по названию деяний.
1. Врата хаджа.
2. Врата «‘Амр би аль-ма‘руф» для тех, кто призывал к одобряемому.
3. Врата «Нахйи ‘аниль-мункяр» для тех, кто призывал отказаться от порицаемого.
4. Врата отказа от вожделения и наслаждения.
5. Врата садака для тех, кто жертвует на пути Аллаха.
6. Врата ад-Духа для тех, кто совершал добровольные дополуденные намазы.
7. Врата благополучия.
8. Врата терпеливых.
9. Врата омовения.
10. Врата знаний [Юсуф ибн Са‘ид аль-Малики, «Нузхат аль-арвах фи ба’ди аусафи аль-джаннати дари аль афрах», с.100-103].