Без разрешения хозяев нельзя приводить кого-то с собою в гости. Также не нужно засовывать себе в карман или в сумку оставшуюся после застолья еду, поскольку эта еда была выставлена не для раздачи.
В книге «Возрождение религиозных наук» сказано: «Гость не может забирать с собой оставшееся после застолья. Причастных к подобным действиям называют «подлыми».
Если хозяин дома не будет против, тогда гости могут взять с собой оставшиеся продукты. Это можно легко понять по состоянию хозяина дома и по его разговорам. Даже если от хозяина дома поступит такое предложение, гостю всё же следует соблюдать меру в этом деле, учитывая, что кроме него есть и другие гости.
Это интересно! Читайте также: Этикет мусульманина: может ли изобилие угощений быть исрафом?
Человек, идущий в гости, должен идти степенно, не торопясь, с достоинством. Не нужно торопливо шагать, словно боишься, что без тебя всё съедят. Если человек одновременно был приглашен в гости в два дома, то ему следует пойти в ближайший из этих домов.
В хадисе сказано:
«Если тебя одновременно пригласили два человека, то прими приглашение того, чья дверь ближе к тебе, ибо тот, чей дом к тебе ближе, имеет на это право» (Абу Давуд «Китаб᾿уль Ат᾿има», хадис № 3756; Ахмад б. Ханбаль «Муснад», 5/408, хадис № 23513).
Если же оба дома находятся на одинаковом расстоянии, тогда нужно принять приглашение того, кого больше любишь.
Человек в гостях должен есть так же, как обычно кушает у себя дома. Это будет правильное поведение. Или же станет есть больше, чем ест у себя дома. Это уже будет считаться проявлением почтения к хозяину дома.
Однако нельзя есть меньше, чем обычно ешь у себя дома. Такое поведение будет показателем притворства и желания подвести хозяев. Так разъяснено в этом произведении.
Один захид (аскет) принял приглашение в гости от короля. Но придя домой, он попросил поесть. Его сын удивленно спросил:
– Отец мой! Ты же только что вернулся, погостив у короля. Почему же там ты не поел досыта?
Захид ответил:
– Там я не смог поесть ничего приличного.
– Отец мой! В таком случае тебе следует повторно прочесть и намаз, который ты там совершил, ибо рядом с ним ты не смог, наверное, и свой намаз совершить так, как требуется перед Аллахом, – сказал ему сын.
Об этом сообщил Шейх Сади (р.а.).
Покушав в гостях, нужно произнести дуа за хозяина дома, что является сунной. Можно помолиться так: «Пусть соблюдавшие пост совершают ифтар в вашем доме. Пусть хорошие люди едят вашу еду. Пусть ангелы посещают вас и ниспосылают вам милость Всевышнего».
Повествуется, что однажды наш Пророк (с.а.с.) попросил Саа б. Убаду (р.а.) разрешить ему войти в его дом и сказал: «Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху». Сад (р.а.) ответил на приветствие, сказав: «Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатуху».
Однако наш Пророк (с.а.с.) не расслышал, как ответил Сад (р.а.) на его приветствие. Он целых три раза повторил свое приветствие. Сад (р.а.) три раза ответил на его приветствие.
Наш Пророк (с.а.с.) опять не услышал и, повернувшись, начал уходить. Сад (р.а.) побежал и, догнав нашего Пророка (с.а.с.), промолвил: «Да станут жертвой за Вас мой отец и моя мать! Я услышал все Ваши приветствия и на каждое приветствие ответил. Однако я отвечал на Ваши приветствия приглушенным голосом, так как мне хотелось ещё и ещё раз услышать из Ваших уст приветствие и пожелания милости и бараката».
После этого они вместе вошли в дом. Сад (р.а.) предложил гостю сушеного изюма, и наш Пророк (с.а.с.) покушал. После того, как поели, он произнес: «О, Саад! Пусть хорошие люди кушают твою еду. Пусть соблюдавшие пост совершают ифтар в твоем доме. Пусть ангелы просят за тебя прощения» (Абу Давуд, Ат᾿има, 54; см.: Ибн Маджа, Сийам, 45).
Из книги «Исламский путь»