Живем по сунне: как вести себя с чужими людьми?

«Не делайте и шагу ради тех, кто вас не ценит»
Если постоянно интересоваться, как живется другим людям, как у них дела, то это доставляет человеку душевный покой и укрепляет его веру.
В «Безазие» сказано так: «Некоторые говорили, что расспрашивать о происходящих в стране событиях является макрухом. Некоторые же считали, что макрухом является не расспрашивать, а сообщать об этом. Наиболее приемлемая точка зрения состоит в том, что ни расспрашивать, ни сообщать не является макрухом.
В хадисе сказано: «У того, кто знает положение людей и живет среди них, голова находится в беде. А кто далек от них, тот живет спокойно» (Кудаи «Муснад аш-Шахаб», 1/343, хадис № 587; Дайлями «Фирдаус», 2/192).
Сунной является быть внимательным относительно людей, не доверять им полностью и не полагаться во всем. Кто слишком доверяет незнакомым людям, тот постоянно будет попадать в беду и неприятности.
Если пытаться испытывать людей, чтобы получше их узнать, то это заставит их сердиться. Человеку не следует близко общаться с людьми, если видит их плохие стороны. Не стоит доверительно относиться к людям, не зная, что между ними происходит.
Имам Газали (да будет милостив к нему Аллах) писал по этому поводу следующее: «С большинством людей старайся тесно не общаться! Поскольку многие из людей не умеют прощать и скрывать чужие недостатки и ошибки, не хотят быть к ним снисходительными. Они готовы трепаться даже о самой маленькой провинности того, кто с ними общался и доверил им свои секреты. В этом отношении у них всё скрупулёзно рассчитано.

Ни в одном вопросе они не переносят правоту других людей ни в большом, ни в малом. Что же касается собственных прав, тут они своё возьмут обязательно или постараются забрать. Но ни в коем случае не станут торопиться исполнить свой долг перед другими людьми, отдавая им должное.
В их жизненной идеологии нет места для снисходительности или прощения даже за проступки, совершенные другими по забывчивости или по ошибке; обязательно накажут. Путем клеветы и наговоров, они натравливают брата на брата, превращают их во врагов. Поэтому приятельские отношения и дружба со многими из них приносят лишь вред.

Лучше держаться от них подальше и не дружить с ними. Кто отдаляется от них, тот сохранит здоровье и покой. Если они кем-то довольны, то проявляют это лестью и подхалимством. Когда же они обижены, то всё их нутро бывает наполненным злобой, завистью и ненавистью. Люди никогда не могут чувствовать себя в безопасноти от их злобы. От их лести не надо ждать добра.
Их видимое обличье – человечье, но душа у них – волчья. Они судят о людях, основываясь на дурных предположениях, и всех обвиняют. Они скрытно моргают глазом у тебя за спиной. Когда строят товарищеские отношения с тобой, они постоянно ищут твои недостатки. Нигде и никогда не доверяйся чьей-либо дружбе и любви, предварительно не испытав этого человека. Если хочешь узнать, можно ли кому-то довериться, понаблюдай за ним, когда его только что назначили на должность, или, когда его освободили от занимаемой должности.
Важно знать: Почему верующие не должны брать себе в друзья неверующих?

Испытай его в бедности и богатстве, или соверши с ним дальнюю поездку. Или же пообщайся с ними по денежным вопросам и в мирских делах. Если после всего этого убедишься, что человек надежен, тогда доверься ему в любви и дружбе. Если он полностью пройдет испытание, поддержав тебя в трудное время, если ты будешь им вполне доволен, тогда пусть он будет для тебя как отец, если старше, или как сын, если младше тебя, или же назови его братом, если он ровня тебе».
По мере возможности, ничего не надо просить у людей. Даже если нуждаешься и голоден, нужно казаться сытым и довольным. Не поддаваясь гордыне, но сохраняя важный и степенный вид, надо отказываться от тесного общения с ними. Нужно сохранять свою честь и достоинство, живя в уединении. Не надо унижаться, прося их о чем-либо. Нельзя терять достоинство, слишком часто крутясь вокруг них.
В хадисе сказано: «Не делайте и шагу ради тех, кто вас не ценит». Не надо быть одним из тех людей, которые говорят: «Мы будем добрыми к тем, кто добр к нам. И мы поступим плохо с теми, кто с нами поступает плохо».
Мусульманину приличествует делать добро и тем, кто совершает зло против них. Отвечать добром на добро может каждый. Настоящее добро – это добро по отношению к тому, кто совершил зло против тебя.
Как выбирать друзей?
Нелегко найти хорошего друга. Быть хорошим другом, несомненно, тоже нелегкое дело, требует усилий. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ говорил нам, что человек исповедует религию своего друга, своего товарища.
В риваяте, переданном от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха ﷺ соизволил сказать следующее: «Не будьте слабохарактерным человеком. Не говорите, что если нам будут делать добро, то и мы сделаем добро. Если с нами поступят плохо, то и мы поступим плохо. Готовьте себя к этому: когда люди будут добры к вам, вы тоже будете добры к ним. Если совершат зло, то вы не будете совершать зла».
Из книги «Исламский путь»
Фото: elements.envato.com
Читайте также:
-
Алкоголизм с точки зрения Ислама
Во времена джахилийи арабы очень сильно увлекались вином и устраивали попойки. Это пристрастие к вину отражено в их языке, в котором вино имеет около ста названий, и в их поэзии, которая воздает хвалу вину, кубкам и застольям
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
Как найти принца: всем незамужним мусульманкам посвящается
Задача, которая встает перед каждой незамужней мусульманкой, как найти хорошего, практикующего мужа-мусульманина, который будет относится к женщине так, как относился Пророк Мухаммад (мир ему). Давлением со стороны родителей, родственников и культурных аспектов, делает эту задачу настолько сложной, почти невыполнимой, что становится больной точкой большинства незамужних мусульманок.
-
Какие намазы лучше совершать дома?
В хадисе, переданном от Зейда ибн Сабита (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, люди! Совершайте намаз в своих домах. Так как за исключением...
-
Будем ли мы видеть своих близких после того, как уйдем из жизни?
Можем ли мы видеть своих любимых людей, после того, как мы уйдем из жизни, и будем ли мы о них вообще помнить?
-
Когда кто-нибудь прочитает салават, каждый волосок ангела попросит у Аллаха простить этого человека...
В «Невадир усуле» Имам Мухаммад Хаким Тирмизи Давуд (да будет Аллах милостив к нему) приводит от Абдуррахмана ибн Самара: «Расулюллах (мир ему) зашел с улицы и сказал: “Этой ночью я видел удивительный сон, как будто один человек из моей уммы на мосту Сират то спотыкается, то падает на колени. Однако произнесенный им за меня салават взял его за руки и благополучно перевел через мост Сират”».
-
6 уловок шайтана, на которые мы попадаемся чуть ли не каждый день
Одной из основных задач каждого мусульманина является необходимость уберечь себя и свою семью от шайтана и его тлетворного влияния. Поэтому вот вам несколько советов, следование которым поможет вам уберечься от хитростей шайтана.
-
15 поступков, которые делают намаз недействительным
У молитвы, будь то предписанной или желательной, есть свои условия (шарт) и столпы (рукн). Есть определенные поступки, касающиеся этих условий и столпов, которые могут сделать молитву недействительной.