Самые простые и действенные слова для победы над злым нафсом

По природе своей человеческий нафс невоспитанный и несдержанный. Ему свойственно скверное поведение и нарушение запретов. Ученые говорят о трех видах нафса, опираясь на доводы Корана и сунны: нафс, обретший покой (нафс аль-мутмаинна), упрекающий нафс (нафс ал-лаввама) и нафс, повелевающий зло (нафс аль-аммара).

3 вида нафса. Какой лучше?

Разумный человек, познавший сущность своего нафса, всегда будет бдителен и осторожен к его просьбам и желаниям. Он будет его хозяином и воспитателем и не позволит его греховным устремлениям выходить наружу.

Вот что говорит по этому поводу обновитель религии своего времени имам Раббани (да помилует его Аллах) в своем письме шейху Фариду, который пожаловался ему о том, что среди его подчиненных есть такие, кто сеет смуту и раздор:

«Я был рад прочесть ваше письмо и с той же радостью я теперь отвечаю вам. Пусть Аллах облегчит ваши дела и возвысит вас по степеням! Аминь! Вы написали, что среди ваших подчиненных есть провокаторы и злые люди, которые сеют смуту и раздор. Дорогой мой друг! Человеческий нафс постоянно стремится к высоким чинам, уважению и авторитету, богатству и увеселениям. Одним из его главных желаний является стремление быть во главе всех и подчинить себе всех людей вокруг. Больше того, нафс человека настолько низок и коварен, что хочет быть наравне с Богом, чтобы ему только поклонялись и подчинялись.

В одном из хадисов кудси Всевышний Аллах говорит: «Будь врагом своему нафсу, ведь твой нафс – Мой враг». Отсюда следует, что давать волю нафсу, потакая его низменным желаниям и страстям, равносильно тому, что помогать ему против Творца. В другом кудси хадисе Всевышний говорит: «Величие - Мой изар, а гордость - это Моя накидка, Я брошу в огонь того, кто будет соревноваться со Мной в этом» (Муслим, Абу Дауд). Поэтому к богатству, власти, высокому положению необходимо стремиться не из желания угодить нафсу, а ради служения Аллаху, распространения Его религии и заботы о мусульманах.

Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Можно ли мусульманину быть богатым?

Когда человек завладевает всем этим с правильным намерением, он за это заслуживает награду поклонения.

Потакать страстям нафса то же самое, что и враждовать с Господом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был доволен бедностью, так как бедность нелюбима непокорному нафсу. Если поразмыслить над велениями и запретами Пророка (мир ему), то все они нацелены на воспитание и покорение нафса. Чем больше человек выполняет повеления Шариата, тем слабее и беспомощнее становится его нафс. Поэтому ученые говорили, что выполнение одного повеления Шариата, благодаря которому нафс теряет свои силы, лучше тысячи лет, проведенных в размышлении и «риязате» (добровольный волевой отказ от чего-либо, подавление в себе низменных влечений).

Болезни нафса: когда нафс начинает контролировать хозяина?

Из слов имам Раббани (да помилует его Аллах) мы понимаем, что нет нам спасения от скорби и несчастья в Вечности, пока мы не очистим свой нафс и не подавим в нем всякое стремление к власти и славе. А для того, чтобы очистить свой нафс, нет ничего лучше того средства, на которое указал имам Раббани: «Слова «Ла илаха иллалЛах» уничтожают всех внешних и внутренних лживых богов человека, а также являются лучшим средством для очищения нафса. Великие шейхи тасаввуфа часто прибегали к этому средству и говорили: «Если ты не очистишь путь метлой «Ла илаха»  (нет Бога), то не достигнешь дворца «ИллалЛах» (кроме Аллаха)».

«Мактубат имама Раббани», 53 письмо

Социальные комментарии Cackle