Предательство глаз: почему мусульманам нельзя смотреть на харам?
Самым большим злодеянием и бедствием глаз является намеренный взгляд на аурат (интимные места) другого человека.
Если человек смотрит на свой собственный аурат, на аурат своих детей, родных или молочных сестры или брата, а также невольница многобожница, то это является разрешенным. Однако в соответствии с адабом, лучше не смотреть на интимные места.
Следующие слова Аиши (радыйаллаху анха) указывают на это: «Ни я никогда не видела его (посланника Аллаха) аурата, ни он моего».
Если же человек при наличии веской причины будет вынужден взглянуть на интимные места постороннего человека, то это будет считаться допустимым. Если же этот взгляд будет вызван не необходимостью, а вожделением или сомнением, то это категорически запрещено.
Мужчине запрещено смотреть на часть тела другого мужчины от пупка до колен. Женщинам так же запрещено смотреть на тело друг друга от пупка до колен. Смотреть без необходимости на руки и лицо посторонней женщины, считается макрухом.
Существует девять причин, позволяющих смотреть на аурат другого человека:
1) Смотреть на аурат другого человека, когда человек свидетельствует против того, кто совершил прелюбодеяние.
2) Смотреть на женщину во время суда, свидетельствуя против нее.
3) Судья может смотреть в лицо женщине.
4) Акушерка может видеть интимные места другой женщины во время приема родов.
5) Осматривать интимные места девушки чтобы определить девственница ли она или нет.
6) При проведении обрезания ребенку.
7) Если женщина больна, а лечение требует интравагинального введения лечебных препаратов.
8) Смотреть на женщину, на которой мужчина решил жениться.
9) Осматривать невольницу при покупке.
При наличии одной из этих причин, смотреть на аурат другого человека разрешено, даже если при этом есть вероятность возникновение вожделения. Смотреть на интимные места другого человека через прозрачную или облегающую одежду, подобно взгляду на обнаженное тело.
Так же к бедствиям глаз относится пренебрежительный взгляд на бедных и слабых. Так как это является проявлением высокомерия, которое категорически запрещено.
Так же одним из бедствий глаз является наблюдение за тем, что является греховным и неприличным. Сюда так же относится и наблюдение за падающей звездой. Так как это запрещено.
Смотреть на тех, кто в мирских делах выше тебя, а в делах религиозных ниже, так же является одним из бедствий глаз. Так же к бедствиям глаз относится и подглядывание за другими людьми через замочную скважину, через приоткрытую дверь, или неплотно закрытые занавески.
Аурат: кто грешнее, смотрящий или показывающий?
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:
مَنْ اِطَّلَعَ فِي بَيْتِ قَوْمٍ بِغَيْرِ اِذْنِهِمْ فَقَدْ حَلَّ لَهُمْ اَنْ يَفْقَؤُوا عَيْنَيْهِ
«Если кто-то без разрешения заглянет в дом других людей, то для них станет халялем вырвать глаза этому человеку» (Муслим, Адаб, 9).
Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывал: «Однажды один человек заглянул внутрь одной из комнат посланника Аллаха ﷺ. Тогда посланник Аллаха ﷺ взял длинную металлическую стрелу и бросился к этому человеку. Это до сих пор стоит у меня перед глазами. Он готов быд вонзить эту стрелу в того человека».
В хадисе, переданном от Абу Зарра (радыйаллаху анху) говорится:
أَيُّمَا رَجُلٍ كَشَفَ سِتْرًا فَأَدْخَلَ بَصَرَهُ قَبْلَ أَنْ يُؤْذَنَ فَقَدْ أَتَي حَدًّا لَا يَحِلُّ لَهُ أَنْ يَأْتِيَهُ وَ لَوْ أَنَّ رَجُلًا فَقَأَ عَيْنَهُ لَهُدِرَتْ وَ لَوْ أَنَّ رَجُلًا مَرَّ عَلَي بَابِ رَجُلٍ لَا سِتْرَ لَهُ فَرَأَي عَوْرَةَ أَهْلِهِ فَلَا خَطِيئَةَ عَلَيْهِ اِنَّمَا الْخَطِيئَةُ عَلَي أَهْلِ الْمَنْزِلِ
«Кто без разрешения раздвинув занавески посмотрит внутрь чужого дома, тот совершит недозволенное. Если в тот момент, когда этот человек будет заглядывать внутрь дома, хозяин дома выколет ему глаза, то это будет считаться ущербом. Если же человек проходя мимо дома, на окнах которого нет занавесок, увидит с улицы аурат жителей этого дома, то это будет не его ошибка, а ошибка хозяина дома (не закрывшего окна)».
В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Бушра (радыйаллаху анху) говорится:
لَا تَأْتُوا الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَ لَكِنْ اِئْتُوهَا مِنْ جَوَانِبِهَا فَاسْتَأْذِنُوا فَاِنْ أُذِنَ لَكُمْ فَادْخُلُوا وَ اِلَّا فَارْجِعُوا
«Не подходите к чужим домам со стороны двери, а подходите сбоку и просите разрешения войти. Если вам дадут разрешение, то входите, а если вы не получите разрешения, то возвращайтесь назад» (Тирмизи, Истизан, 16; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 5/181).
Что же касается бедствий глаз с точки зрения их закрывания, то в качестве примера можно привести совершение намаза с закрытыми глазами. Так как это является макрухом. Так же макрухом является не смотреть туда, куда смотреть необходимо.
Держать глаза открытыми во время коллективного намаза или во время пятничного намаза, является ваджибом. Так же для судьи ваджибом является смотреть на того, в отношении кого он выносит решение. А для свидетеля ваджибом является смотреть на того человека, против которого он свидетельствует.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»