Существует такие грехи, которые настолько вписались в нашу жизнь как норма, что мы уже перестали распознавать их как недозволенные и осознавать всю их пагубность. Речь идет о сплетничестве.
Человек живет в социуме и постоянно взаимодействует с людьми, и по своей природе ему свойственно сравнивать себя с другими, замечать их недостатки, с любопытством наблюдать за их взлетами и падеяниями. Порой мы даже не замечаем, где заканчивается беседа и начинается обсуждение того, что нас совершенно не касается. Безобидные, казалось бы, разговоры иногда имеют очень серьезные последствия для нас и нашей веры.
Сплетни – это преступление против личности другого человека, посягательство на его честь.
Ислам уделяет очень важное значение межличностным отношениям. Наша религия оберегает честь каждого человека, и ни один мусульманин не имеет права нанести ей вред. Оберегание чести другого, сохранение его статуса и авторитета в обществе является частью нашего поклонения. Наша религия – про доброжелательность, укрепление дружбы, распространение мира и любви между людьми, и всякая вещь, которая может нанести вред этим ценностям, является недозволенной.
В хадисе сказано: «Кровь, имущество и честь любого мусульманина являются запретными для другого мусульманина» (Муслим).
В Коране Аллах Всевышний сказал:
«О, те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (49:12).
Аллах Всевышний запретил даже плохо думать о людях. Плохие мысли, подозрения становятся предпосылкой споров, злословия и других неправомерных поступков. Какое намерение движет человеком, который обсуждает подробности жизни других людей? Желание опорочить, унизить, осудить или просто обсудить ради забавы? Как бы там ни было ни одно из этих намерений не является благородным и не несёт в себе ничего, кроме как урона для веры мусульманина. Этот аят должен всплывать перед глазами каждый раз, когда в нашей голове возникают какие-то негативные мысли о людях.
В исламе распространение сплетен и обсуждение жизни других приравнивается к поеданию мертвечины, то есть настолько мерзким и непристойным с точки зрения ислама считается этот поступок.
Пророк (мир ему) рассказывал: «В ночь моего вознесения я прошел мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: «Кто они, о Джабраиль?» Он сказал: «Это – поедающие мясо людей (в земной жизни – злословящие о них) и бесчестящие их (которые были сплетниками)» (Абу Дауд).
Абдуллах ибн Аббас (р.а.) передал: Однажды Пророк (мир ему), проходя мимо двух могил, сказал: «Их подвергают мучениям, но не за что-то тяжкое. Один из них не прикрывался от собственной мочи, а другой распространял сплетни» (Ибн Маджа).
Для нас, мусульман, главная ценность в жизни – это довольство Аллаха. А Аллах запретил верующим испытывать к людям вражду или ненависть, делиться их недостатками. Пророк (мир ему) сказал, что распространение сплетен станет тяжелым бременем в Судный день: «Сплетник не войдет в Рай» (Ибн Аби ад-Дунья).
Совершает грех не только тот, кто и рассказывает, но даже тот, кто слушает то, что его не касается: «И говорящему сплетню, и слушающему ее – грех поровну».
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Сплетни хуже, чем зина». Его спросили: «Как сплетни могут быть хуже, чем зина?» Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Если человек, совершивший зина, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал» (Табарани).
Нам всегда следует помнить о вечной жизни, о том, чем обернутся для нас слова, произнесенные в этом мире. В Коране сказано, что не успеет человек произнести слово, как ангел записывает это слово в книгу деяний. Представьте, сколько слов мы говорим за всю свою жизнь, и что за каждое из них нам придется держать отчет перед Всевышним Аллахом.
В хадисе сказано: «Кто будет оберегать то, что между губами (язык), и то, что между ног, тому я гарантирую, что он попадет в Рай» (Бухари).
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что мусульманин не причиняет другим вреда своим языком и своими руками (Бухари).
Каждому верующему нужно пересмотреть своё отношение к тому, что он говорит. Не всегда в беседах и разговорах с другими людьми мы в полной мере знаем границы, которые нельзя переступать: там, где начинается любое обсуждение человеческой жизни, нет ничего благого. Верующего совершенно не красят праздные разговоры о том, что его не касается. Сохранение авторитета и скрывание недостатков людей – лучше ради довольства Аллаха.
В хадисе говорится: «Одна из отличительных черт по-настоящему верующего – это оставить то, что его не касается» (Ахмад).
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если человек будет защищать честь своего брата мусульманина, то обязанностью Аллаха станет защита его самого от Адского пламени в Судный День» (Тирмизи).
Слова обладают величайшей силой. Словом можно убить, словом можно обидеть, словом можно желать блага, поминать Аллаха и вдохновлять. Пусть Всевышний дарует нам мудрость использовать этот инструмент только во благо себе, своей вере и окружающим. Пусть Аллах избавит нас от ненужного любопытства и обсуждения дел, которые нас не касаются.
Islam-today