Афганистан... При одном упоминании этой страны в голове сразу всплывают кадры из военных документальных фильмов, разрушенные дома, нищета, голод, боль, слезы и дети-сироты. Но давайте взглянем объективно на то, что происходит внутри Исламской республики Афганистан сегодня. Ведь это многонациональное общество, где бок о бок мирно проживают представители различных мировоззрений и этнических групп. О том, есть ли столкновения между мусульманами и сикхами, как живется современным последователям Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в стране, раздираемой противоречиями и внешними силами, рассказал Ахмад Иршод, политолог, сотрудник МИД Республики Афганистан.
Что есть Афганистан?! История народов, населяющих Афганистан, насчитывает несколько тысяч лет. Территория современного Афганистана входила в состав многочисленных государственных образований, а временами сама была очагом возникновения крупнейших империй в регионе.
Нельзя отрицать, что эта земля знала периоды экономического и культурного расцвета. До открытия в XV в. морского пути из Европы в Индию и Китай вокруг Африки, Афганистан служил крупным международным торговым перекрестком: через его территорию проходило несколько маршрутов «Великого шелкового пути» - с запада на восток (из Европы в Индию и Китай) и с севера на юг (из Средней Азии в Индию). Здесь творили известные ученые, поэты, философы, художники, происходило взаимодействие и смешение различных культур, языков, народов, племен, религий и даже цивилизаций (эллинской, буддийской, мусульманской).
В VII в. В Афганистан пришли арабы, которые и принесли сюда Ислам и свою культуру, которая ассимилировалась с местной, оказав сильнейшее воздействие на характер последующего социально-экономического и культурного развития Афганистана. На смену арабам в X в. пришли среднеазиатские тюрки, один из лидеров которых, султан Махмуд, создал в XI в. крупнейшую в регионе Газневидскую империю, в состав которой вошли Иран, юг Средней Азии с Хорезмом и северо-западная Индия. Величие державы газневидских султанов воплотилось в творчестве знаменитых ученых и поэтов - Фирдоуси, Бируни, Унсури и др.
Сейчас Афганистан - это исламская республика. Доля последователей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) составляет 99,7% от общей численности населения. Логично, что роль Ислама здесь очень высока. Наибольшим авторитетом в стране пользуется духовенство. Население Афганистана (всего 32 миллиона человек), исповедующее Ислам, относится к двум основным направлениям - суннизму и шиизму.
Если говорить о других, существующих религиозных направлениях, то последователей индуизма около 4500 человек, сикхов - тысяча, количество зороастрийцев неизвестно, есть также иудеи и христиане (последних 2-3 тысячи человек).
Самое раннее упоминание о христианстве на севере Афганистана можно найти в «Книге законов и стран» Вардесана (начало III в.). Позднее христианство было распространено в основном на западе Афганистана. В начале V века здесь появился первый епископ. Кафедра его находилась в г. Герате.
Исповедование индуизма в Афганистане началось в ведийский период, когда население страны разделяло общую культуру с Индией. Индуизм практиковался наряду с буддизмом и зороастризмом. Махабхарата упоминает о короле Шакуни, который был правителем области Кандагар в Афганистане. В Кушанском царстве поклонялись индуистским богам, а также Будде и местным божествам.
Основные этнические группы в Афганистане, которые практикуют индуизм, это пенджабцы и синдхи, которые приехали в качестве торговцев за последние несколько веков. Наряду с сикхами, они все вместе известны в Афганистане под названием Хиндки. Афганские индуисты проживают в городах Кабул и Кандагар. Лойя-джирга имеет два места отведенные для индуистов.
Сунниты составляют 80-89% от общего числа мусульман.
- Наименование основного направления в исламе - суннизма - происходит из того, что отличительным признаком его вероучения является признание Сунны. Сунна - это сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммеда, его поступках и суждениях. По мнению суннитов она дополняет и разъясняет Коран. В основном на территории Афганистана проживают приверженцы ханафитского мазхаба.
Шиизм - второе главное направление в исламе, 11-19%. Начало ему положила группа сторонников Али - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, но вместо Сунны имеют свое священное предание - ахбары, повествующее о жизни Али. Шииты, в свою очередь, делятся на джафари (верят в 12 имамов) и исмаили (около 3%; вера в продолжение имамов).
К суннитам в национальном отношении принадлежат большая часть пуштунов и таджиков, узбеки, туркмены, белуджи, чараймаки, арабы и др., проживающие преимущественно в провинциях Кандагар, Забуль, Пактия, Нангархар, Фарах, Нимроз, Газни, Урузган, Логар, Лагман и Кабул. Шиизм исповедуют персы (главным образом в Герате и Фарахе), горные таджики, хазарейцы, а также часть таджиков и пуштунов, проживающих на востоке Афганистана.
В горных кишлаках, где большая часть населения (до 98%) неграмотна, мулла имеет высокую роль, являясь и учителем, и толкователем законов шариата, мнений и настроений населения.
Каждый взрослый мусульманин должен совершать ежедневно пять ритуальных молитв: на заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи. В пятницу принято совершать молитву в мечети. Для мусульманина мечеть - это не только культовое здание, здесь часто обсуждаются важные вопросы политической и экономической жизни страны, деятельность ее руководства.
В Афганистане насчитывается свыше 15 тысяч мечетей. В одном только Кабуле функционирует более 545 мечетей. В стране также насчитывается около полутора тысяч мазаров (гробниц) и "святых мест".
Наибольшей известностью пользуется мечеть Рузайи-шариф в Мазари-Шарифе, где, по преданию, захоронен один из наиболее почитаемых в исламе, особенно среди шиитов, святых - Али, двоюродный брат и зять Мухаммада (мир ему и благословение), а также священное здание Сахи-Джан в Кабуле, где будто бы он останавливался на ночлег. Широко известна мечеть в Кандагаре, где выставлена одежда якобы самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение), гробница Ахунд-заде близ Джелалабада.
Мечеть над гробницей святого Али была основана в XII столетии. Согласно преданию, могила была обнаружена совершенно случайно и Ахмад Санджар построил первую святыню на этом месте. В 1220 году, во времена нашествия Чингисхана, могилу засыпали землей и замаскировали, чтобы избежать осквернения.
Она была восстановлена Хусейном Байкарой в XV столетии. Из-за большого количества бирюзовых изразцов, покрывающих ее купола и стены, она получила название «Голубая».
Благодаря регулярным реставрационным работам Голубая мечеть — один из наиболее сохранившихся древних памятников в Афганистане.
Большинство художественных оформлений мечети, является результатом работы современных реставраторов. Сохранившееся оформление более раннего периода — мраморная плита со словами «Али — лев Бога».
Голубая мечеть — центр всей общественной и религиозной жизни города. Ежегодно 21 марта над храмом поднимается огромное знамя — янда, символизирующее начало сорокадневных празднеств, посвященных встрече Нового года — Навруза.
Святыню в Мазари-Шарифе почитают преимущественно афганские шииты.
В южной части внутреннего двора мечети расположен мавзолей Хазрета Али, стены которого сплошь затканы голубым изразцовым ковром. Во дворе мечети, находятся гробницы еще двух святых — Шир-Али и Акбар-хан.
Ильмира Гафиятуллина, Казань