На чем основывается акыда ашаритов и матуридитов?
Один из методов критики мазхаба ашаритов со стороны его врагов — это попытка поставить под сомнение принадлежность к мазхабу ашаритов некоторых великих ученых Ислама, как Шейхуль Ислам ан-Навави или амир аль-му’минин филь хадис Ибн Хаджара аль-Аскаляни, приводя их мнения по вопросу о «первом ваджибе» или обязанности знать доводы каляма для каждого мукалляфа.
Метод такой «критики» прост: привести какое-то мнение известных алимов в частных вопросах, а потом говорить: «Вот, этот великий алим противоречит ашаритам в этом вопросе, поэтому нельзя его называть ашаритом, ведь он согласен с ашаритам только в части вопросов». Одним из сильнейших доводов против сектантов был и остается тот факт, что величайшие алимы Ислама были ашаритами, и поэтому они прилагают все усилия , чтобы опровергнуть этот факт.
Для понимания ложности подобных «доказательств», нужно уяснить следующее: любой мазхаб имеет основы, отрицание хотя бы одной из которых выводит человека из числа последователей данного течения, при этом есть вопросы второстепенные, по которым существуют разногласия внутри мазхаба, и высказывание мнения отличного от мнения большинства по этим вопросам не выводит человека за рамки мазхаба.
В данной заметке мы попытаемся перечислить основы, которые делают ашарита ашаритом, указывая после каждой основы тех, кто противоречит ашаритам в ней. Отрицание хотя бы одной из этих основ автоматически выводит человека из ашаритского мазхаба.
Шесть основ и их разъяснение
- Аллах существует вне времени и пространства, не занимает места, не является местом, не ограничен никаким видом направлений или ограничений.
Эта основа отврегает убеждения всех видов мушаббиха и муджассима. И не имеет значения, утверждают ли они направления подобные творению, либо направления неизвестные творению, либо место и ограничения «подобающие величию Аллаха».
Также эта основа отвергает мазхаб «вахдатуль-вуджуд», последователи которого исповедуют сущностную вездесущость Аллаха, что выражается в утверждении: «Аллах везде сущностно». فائدة (полезное примечание)
Если мы встречаем выражение «Аллах везде» без добавления слов «сущностью», то такие слова можно понять, как «везде знанием» или «везде правлением». Тем не менее, следует избегать подобных выражений, потому что ахлюс-сунна говорят: «Аллах существует вне места и направления», а «везде» — это место и направление.
Также следует разделять между акыдой «вахдатуль-вуджуд» и акыдой «хулюль». Акыда «вахдат» заключается в убеждении, что реально существует только Аллах, а остальные существующие не имеют объективную природу и подобны теням и отражениям, а акыда «хулюль» говорит о слиянии «божественного с тварным». Оба эти отклонения являются неверием в основе.
Рашид Исаев
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Что делать с найденной вещью?
Нет, наверное, на свете человека, который что-нибудь находил или терял в своей жизни. Причиной этих неприятностей могут быть и невнимательность, и забывчивость, и растерянность, и спешка. Нередко к потерям может привести и банальная дырка в кармане или сумке
-
Главный секрет красоты
Красота – одна из радостей мирской жизни, которая дозволена верующему и которой доволен Всевышний Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах красив, и Он любит красоту»
Что касается внешней красоты, то современный мир предоставляет множество средств, чтобы человек мог выглядеть ухоженно, молодо и приятно
-
Это событие совпало с самым горестным годом в жизни Пророка (ﷺ)
«Хвала тому, Кто своего раба в одну ночь перенес из Мечети Харам к мечети аль-Акса, окрестности которой Мы благословили. Чтобы показать ему некоторые из Наших знамений. Поистине, Он – Слышащий, Видящий»
-
Дозволено ли мясо животного, если при заклании не было сказано «Бисмиллях»?
По мнению ученых ханафитского мазхаба, исходя из некоторых хадисов, употреблять в пищу мясо животного, над которым при заклании не было произнесено «Бисмиллях», является...
-
8 фактов о мечети аль-Акса, о которых вы могли не знать
Мечеть Аль-Акса занимает особенное место в исламской истории и сердцах мусульман. Аль-Акса является третьей по счету главной исламской святыней. С этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж). Но каким бы известным местом не являлась мечеть, данные факты известны мало кому:
-
4 самых великих ученика Абу Ханифы
У Абу Ханифы было множество учеников, число которых невозможно сосчитать. Он обладал большим количеством учеников и приверженцев, подобно которому не обладал никто из известных ученых, живших в его время. Многие видные ученые из Мекки, Медины, Дамаска, Басры, Куфы, Алжира и других городов и стран учились у Абу Ханифы хадисам и исламскому праву. В книге «‘Укуд аль-джамман фи манакиб аль-имам Аби Ханифа ан-Ну‘ман» приводятся имена 800 учеников Абу Ханифы.
-
Канадцы не поверили глазам, увидев объявление на двери мусульманского ресторана
Мусульмане и владельцы небольшого кафе в канадском Монреале очень удивили своих соседей, когда вывесили на двери своего кафе объявление следующего содержания:
-
Какому человеку Аллах продлит жизнь на 30 лет?
Передано от Габдуллаха бин Абу Ауфа (да будет доволен им Аллах), сказавшего: «Мы сидели возле Пророка (с.г.в.) в день Арафата вечером». Пророк (с.г.в.) сказал: «Я настаиваю на том, чтобы нас покинул каждый из тех, кто не поддерживает отношений со своими родственниками», - но никто из присутствующих не поднялся со своего места, кроме одного человека, который сидел в отдаленном месте. Он ушел и через некоторое время вернулся. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал ему: «Что случилось с тобой? Ведь никто, кроме тебя, не встал».