Фото: ДУМ РТ
Написать эту статью меня побудило чувство братской любви к мусульманам Дагестана. Грустно наблюдать, как один из центров Ислама в нашей стране испытан смутой и разобщением в суннитской среде.
Я и сам имею крепкие связи с Дагестаном – и не только сейчас, когда мы плодотворно сотрудничаем с Муфтиятом РД в разных областях. В свое время я учился в Махачкале в Северо-Кавказском исламском университете (сейчас – ДИУ), и муфтий Дагестана Ахмад афанди Абдулаев был у нас ректором. И тот факт, что некоторые мусульмане Дагестана выступают против своего муфтия, шейха накшибандийского тариката расстраивает меня особенно сильно.
В Исламе содержится призыв к единству уммы и избеганию смуты всеми путями. В целом же эта история напомнила мне события прошлого.
Выдающийся имам и ученый ханафитского мазхаба Ибн Абидин заступился за своего современника — великого шейха накшибандийского тариката Халида аль-Багдади, оказавшегося под тяжестью поклепа и многочисленных доносов завистников. Он написал в защиту шейха Халида аль-Багдади «Сакк аль-хусам аль-хинди ли нусрати аш-шейх Халид ан-Накшбанди». И время все расставило на свои места: имена клеветников никто и не помнит, а имена шейха и его мурида имама Ибн Абидина навсегда будут сиять как яркие звезды на небосклоне исламского богословия. Но пока происходила эта фитна, в сам момент испытаний шейху пришлось нелегко.
Сегодня нечто подобное переживает глубокоуважаемый муфтий Ахмад афанди, которого я хочу поддержать. Ведь в истории ислама примеров смуты множество. И мы должны извлекать из них уроки, а не повторять ошибки предшественников.
Ученые Ислама предостерегали людей от смуты и говорили, что во время смут мусульмане подчас позволяют себе проявлять к ученым неуважение, оскорблять их, обвинять в разных грехах.
Однажды во время одной из таких смут к Хасану аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, пришли люди и сказали: «Что ты скажешь про тирана [аль-Хаджаджа], который убивает невинных и незаконно присваивает их имущество, который не совершает намаз и совершает другие ужасные вещи?»
Имам ответил: «Я считаю, что вы не должны выступать против него. Если его правление — наказание от Аллаха, то вы не в силах остановить наказание Аллаха своими мечами. А если же это испытание, то терпите, до тех пор, пока Аллах не примет Свое решение относительно него, ведь Он – Наилучший из судей».
И тогда они ушли от него со словами: «Не будем слушать этого осла!»
Они назвали так того, от чьих знаний мусульмане получают пользу до сих пор. Но где эти безымянные люди, и где великий духовный учитель мусульман шейх Хасан аль-Басри!
Люди не послушались имама и подняли восстание против Хаджаджа, в итоге чего между мусульманами произошла гражданская война, в которой были убиты больше ста тысяч человек. В этой истории тоже для нас урок: имам призывал не выступать против человека, известного как тиран и притеснитель, что же говорить о тех, кто призывает сейчас к травле духовного лидера мусульман Дагестана.
إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُّبِينًا
«Поистине, мы даровали тебе явную победу»
Этот аят из суры «аль Фатх» («Победа») был ниспослан Пророку ﷺ в пути, когда он возвращался после подписания известного Худайбийского мирного соглашения. Мусульмане были глубоко разочарованы решением Посланника Аллаха ﷺ и даже испытывали гнев, настолько сильный, что не хотели исполнять его приказ, потому что им казалось, что этот договор был направлен против Ислама. Но дальновидность и мужество Пророка ﷺ позволили ему взять на себя большую ответственность за это соглашение, которое в результате поспособствовало распространению Ислама с удивительной скоростью.
Мудрость этой истории состоит в том, что развитие нашей религии возможно только в мирной среде. Ислам может процветать лишь в условиях добрососедства и согласия. И наоборот: на почве, которая содрогается от войн и фитны, всегда будет расти исламофобия и вражда.
Вот и сегодня Ахмад афанди в борьбе за Ислам и мир в родной республике достойно держит удар за ударом от подстрекателей, которые пытаются погрузить Дагестан в фитну и внести раскол среди мусульман.
Уверен, что со временем братья поймут, что в порой трудных решениях Ахмада афанди была мудрость. Он взял на себя и мужественно несет ответственность перед Аллахом за мусульман Дагестана. Пусть Всевышний даст ему сил и терпения, чтобы реализовать свои искренние намерения и увидеть плоды своих правильных решений!
В Татарстане много лет в должности главного кадыя трудится известный и уважаемый татарский религиозный деятель Джалиль хазрат Фазлыев. Татарским имамам он однажды дал такое наставление: «По причине того, что люди свой нафс ставят на первое место, и в семье, и в труде у них происходит разлад. Сегодня много людей следуют за своим нафсом. В 2009 году у меня состоялась встреча с Государственным Советником РТ Минтимером Шаймиевым, который спросил, что нужно сделать, чтобы духовность в обществе укреплялась. Я ответил: «Чтобы продвинуть вперед что-то, нужны люди, которые умеют ставить общественные интересы выше личных». Мы, имамы, должны ставить интересы религии выше собственных интересов».
После погромов в Махачкалинском аэропорту Ахмад афанди поставил интересы общества выше своих: он пытается уберечь молодёжь от совершения непоправимых ошибок по своей горячности, но сам оказался под валом несправедливой критики.
Фото: ДУМ РТ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِّن قَوْمٍ عَسَى أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِّن نِّسَاءٍ عَسَى أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ وَلَا تَلْمِزُوا أَنفُسَكُمْ وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ بِئْسَ الِاسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الْإِيمَانِ وَمَن لَّمْ يَتُبْ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ
Смысл: «О верующие! Пусть одни мужчины не насмехаются над другими, ведь возможно, что те лучше их. И женщины пусть не насмехаются над другими женщинами, ведь возможно, что те лучше их. И не выискивайте друг у друга недостатки и не давайте друг другу оскорбительных прозвищ. Дурно быть названным нечестивцем после того, как уверовал. А те, кто не раскается, они – злодеи (которые обрекают себя на муки Ада). О верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех. И не шпионьте друг за другом, и не злословьте за спиной друг друга. Захочет ли кто-либо из вас есть мясо своего умершего брата? Вам будет это неприятно! И бойтесь Аллаха! Поистине, Аллах — Принимающий покаяние, Милующий (кающихся)» (аяты 11-12 суры «Аль-Худжурат»).
В этих двух аятах Аллах сравнивает злословие с такой мерзостью как поедание мертвой плоти человека. Вот так, порой в ущерб репутации своей и муфтията Дагестана Ахмад афанди принял сложные, но, возможно, единственно правильные решения, которые уберегли нашу религию от нападок исламофобов, а республику – от погружения в хаос. ИншаАллах, со временем, мутная вода прояснится, и тогда все увидят истину и правоту Ахмада афанди. Ведь людской похвале и нафсу он предпочел довольство Аллаха.
Нет смысла пытаться добиться довольства людей – всем не угодишь, люди всегда найдут, к чему придраться. Очень показательна история про великого имама аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах: однажды двое мужчин стали при нем ругать друг друга. Имам сказал одному из них:
إِنَّكَ لَا تَقْدِرُ تُرْضِي النَّاسَ كُلَّهُمْ ، فَأَصْلِحْ مَا بَيْنَكَ وَبَيْنَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ ؛ فَإِذَا أَصْلَحْتَ مَا بَيْنَكَ وَبَيْنَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ فَلَا تُبَالِ بِالنَّاسِ
«На самом деле тебе не под силу угодить всем людям. Поэтому займись исправлением того, что между тобой и Всевышним Аллахом. А когда добьёшься исправления того, что между тобой и Аллахом, то уже не обращай внимания на людей!».
Известны также другие его строки:
ضَحِكْتُ فقالوا ألا تحتشم ٠٠٠ بَكَيْتُ فقالوا ألا تبتسم
Я рассмеялся, и они сказали: «Может тебе стоит быть скромнее?».
Я заплакал, и они сказали: «Может тебе стоит улыбнуться?».
بسمتُ فقالوا يُرائي بها ٠٠٠ عبستُ فقالوا بدا ما كتم
Я улыбнулся, и они сказали: «Вот тут притворяется».
Я нахмурился, и они сказали: «Вот и всплыло то, что скрывал».
صَمَتُّ فقالوا كليل اللسان ٠٠٠ نطقتُ فقالوا كثير الكَلِم
Я молчал, и они сказали: «Он плохо говорит».
Я заговорил, и они сказали: «Слишком говорлив».
حَلِمتُ فقالوا صنيع الجبان ٠٠٠ ولو كان مقتدراً لانتقم
Я проявил сдержанность, и они сказали: «Поступок труса!
Была бы у него сила, то наверняка бы отомстил!»
بسلتُ فقالوا لطيشٍ به ٠٠٠ وما كان مجترئاً لو حكم
Я бесстрашно выступил, и они сказали: «Это от безрассудства!
Был бы умней, не нападал бы!»
يقولون شَذَّ إذا قلتُ لا ٠٠٠ وإمَّعةً حين وافقتهم
Они говорят: «Сбился с пути», – когда скажу: «Нет!».
И называют приспособленцем, если я с ними соглашусь.
فأيقنت أني مهما أردت ٠٠٠ رضا الناس لا بد من أن أُذم
И я убедился, что как бы я ни хотел
угодить людям, я неизбежно окажусь раскритикован!
В предисловии к арабскому переводу «Мактубата» имама ар-Раббани шейх Мухаммад Мурад ар-Рамзи аль-Казани цитирует поэта:
وَمَنْ ذَا الَّذِي يُرْضَى سَجَايَاهُ كُلُّهَا كَفَى الْمَرْأَ نُبْلاً أَنْ تُعَدَّ مَعَائِبُهُ
“Есть ли тот, у кого все качества безупречны?
Достойный человек — тот, кто занят своими недостатками”.
Далее шейх ар-Рамзи пишет:
«Не торопись обрушивать на человека стрелы критики и порицания, ведь заниматься выискиванием недостатков в других – обычай людей дурных и низких.
وَكَمْ مِنْ عَائِبٍ قَوْلاً صَحِيحاً وَمَنْشَأُهُ مِنَ الْفَهْمِ السَّقِيمِ
«Как много правильных слов подверглись порицанию из-за неверного понимания! Особенно это касается порицания больших ученых и плохого мнения о них! Остерегайся всеми силами от этого, ведь их стрелы всегда бьют в цель и их мясо ядовито, а вражда с ними приводит к плохому!»
Затем он пишет:
«Прими же наставление шейха Абдуль-Гани ан-Набулси, да освятит Аллах его могилу, который сказал:
«وَاحْذَرْ مِنَ الطَّعْنِ فِي أَحَدٍ مِنْهُمْ وَاعْتِقَادِ مُخَالَفَتِهِ لِمَا عَلِمْتَ مِنْ الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ؛ فَإِنَّهُمْ أَعْلَمُ مِنْكَ بِهِمَا، وَأَكْثَرُ فَهْماً مِنْكَ وَمِنْ أَمْثَالِكَ لِمَعَانِيْهِمَا، لِتَنَوُّرِ عُقُولِهِمْ بِنُورِ مُعْرِفَةِ اللهِ وَزِيَادَةِ الْاِطِّلاَعِ عَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ وَاتِّصَافِهِمْ بِالْإِخْلاَصِ وَالْيَقِيْنِ».
«Остерегайся ругать их [людей Аллаха] и считать их заблудшими на основе того, что ты изучил из Куръана и Сунны, ведь они лучше тебя и тебе подобных знают и понимают смыслы Куръана и Сунны, поскольку их ум озарен светом познания Аллаха и обширного знания сунны Посланника Аллаха, и они обладатели искренности (ихляс) и убежденности (якын)».
Тогда как ты, несчастный бедняк, пусть и знаешь, как выполнять некоторые практики из Шариата, получил эти скудные знания в перерывах между удовлетворением прихотей живота и половых органов. Но при этом ты радуешься, полагая, что уже стал большим ученым, равным ранним ученым, обладателям проницательной мудрости! Вот тебе наставление: занимайся тем, что ты знаешь, и не вмешивайся в дела тех, кто выше тебя из обладателей высоких устремлений!»
Существует такой хадис:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَة رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُول اللَّهِ ﷺ: إنَّ اللَّهَ تَعَالَى قَالَ:
" مَنْ عَادَى لِي وَلِيًّا فَقْد آذَنْتهُ بِالْحَرْبِ، وَمَا تَقَرَّبَ إلَيَّ عَبْدِي بِشَيْءٍ أَحَبَّ إلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُهُ عَلَيْهِ، وَلَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إلَيَّ بِالنَّوَافِلِ حَتَّى أُحِبَّهُ، فَإِذَا أَحْبَبْتُهُ كُنْت سَمْعَهُ الَّذِي يَسْمَعُ بِهِ، وَبَصَرَهُ الَّذِي يُبْصِرُ بِهِ، وَيَدَهُ الَّتِي يَبْطِشُ بِهَا، وَرِجْلَهُ الَّتِي يَمْشِي بِهَا، وَلَئِنْ سَأَلَنِي لَأُعْطِيَنَّهُ، وَلَئِنْ اسْتَعَاذَنِي لَأُعِيذَنَّهُ "
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного [навафиль], пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чем-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его» (Бухари, №6137).
Как и описывается в этом хадисе, Ахмад афанди всю свою жизнь посвятил служению Исламу. Те, кто знают его лично - и друзья, и враги – знают об этом. Так как же осмелились близкие соратники оставить муфтия в трудный час, подстрекатели – объявить ему войну, а незнающие – осудить его? Ведь Сам Аллах обещает защищать таких, как Ахмад афанди! Одно из объяснений этому – торжество нафса. Ведь чаще всего смута разгорается, когда люди слышат то, что не соответствует их страстям и желаниям и то, что противоречит их склонностям.
Сегодня мы видим, как воплощается в реальности еще один хадис нашего Пророка ﷺ:
عَنِ النُّعْمَانِ بْنِ بَشِيرٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِﷺ: "الْمُسْلِمُونَ كَرَجُلٍ وَاحِدٍ ؛ إِنِ اشْتَكَى عَيْنُهُ اشْتَكَى كُلُّهُ، وَإِنِ اشْتَكَى رَأْسُهُ اشْتَكَى كُلُّهُ".
Передается от Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Верующие подобны одному человеку, если будет болеть его глаз, страдает все тело, а если будет болеть его голова, также страдает все тело» («Сахих Муслим», №67).
Газа, в которой творится варварское беззаконие, от нас далеко, а боль за нее и смута из-за происходящего в ней – совсем рядом. Но хаос в среде мусульман не облегчит положение единоверцев в Газе. Напротив, пользу им принесет наша организованная гуманитарная помощь. Мне неизвестно, какой муфтият в России поставляет столько же гуманитарной поддержки, как дагестанский.
Благодаря четкому руководству и слаженной работе, фонд «Инсан» уже два года непрерывно помогает жителям Газы. По опыту ДУМ РТ я могу с уверенностью сказать, что мало собрать денежные средства, требуются еще и неимоверные усилия для того, чтобы помощь дошла до мусульман. И в этом заслугу Ахмада афанди, как организатора этой работы, невозможно переоценить. А дела оцениваются по их завершению.
Помощь единоверцам в Газе – не единственная социально значимая деятельность муфтия. Для народа республики его стараниями строятся образовательные центры и даже больницы. А Духовный центр им.Пророка Исы будет, иншаАллах, служить для всех поколений дагестанцев много лет.
Через время все эти труды муфтия обязательно оценят. Но поддержка братьев дорога в трудную минуту. Об этом шейх аль-ислам Хайруддин ар-Рамли написал такие строки:
قُلْ لِمَنْ لَمْ يَرَ الْمُعَاصِرَ شَيْئًا
وَيَرَى لِلْأَوَائِلِ التَّقْدِيمَا
إِنَّ ذَاكَ الْقَدِيمَ كَانَ حَدِيثًا
وَسَيَبْقَى هَذَا الْحَدِيثُ قَدِيمَا
«Скажи тем, кто не ценит современников, но восхищается лишь людьми прошлого: те люди из прошлого были чьими-то современниками, а наши современники когда-то станут людьми из прошлого».
И закончить эту статью хотелось бы коротким, но емким наставлением обновителя второго тысячелетия имама Раббани, который в 118-м письме из сборника «Мактубат» пишет о несостоятельности тех, кто ругает людей Аллаха. Имам пишет:
قَالَ اللهُ تَعَالَى: ﴿مَّنۡ عَمِلَ صَٰلِحًا فَلِنَفۡسِهِ وَمَنۡ أَسَآءَ فَعَلَيۡهَا﴾ [فصلت: 46]، وَقَالَ الخَوَاجَة عَبْدُ اللهِ الأَنْصَارِيِّ: إِلَهِي، إِذَا أَرَدتَ أَنْ تُهلِكَ أَحَدَاً؛ فَاطْرَحْهُ عَلَينَا. شِعْرٌ:
أَخَافُ عَلَى قَومٍ مِنَ الْقَومِ يَضْحَكُو نَ أَنْ يُسْلَبَ الإِيْمَانُ عَنْهُمْ وَيُطْرَدُوا
حَفِظَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ كَافَّةَ الْمُسْلِمِينَ مِنْ إِنْكَارِ الْفُقَرَاءِ وَالطَّعْنِ فِي الدَّرَاوِيشِ بِحُرمَةِ سَيِّدِ الْبَشَرِ عَلَيهِ وَعَلَى آلِهِ الصَّلاَةُ والسَّلاَمُ.
Всевышний Аллах сказал в Куръане:
«Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе» (аль-Фуссылят, аят 46).
Ходжа Абдуллах аль-Ансари говорил: «О Господь! Если ты хочешь погубить кого-то, то настрой его против нас».
Я боюсь за участь тех, кто смеется над другими людьми. Они лишаться веры и будут изгнаны.
Пусть Всевышний Аллах защитит нас и всех мусульман от порицания людей тасаввуфа и от ругательств в их адрес ради уважения к Господину всех людей. Мир и благословение ему, и членам его семьи!
Камиль хазрат Самигуллин, Муфтий республики Татарстан