Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) – уникальная личность не только в истории Ислама, но в истории всего человечества. Эта личность оставила неизгладимый след в жизни мусульманской общины по всему миру, явив собой пример истинного мусульманина.
Его вклад в становление и развитие общества оказался настолько велик, что его просто нельзя оставить без внимания. Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) был настолько разносторонним человеком, обладающим целым набором прекрасных качеств, что оказал определённое влияние на людей, которые очень далеки от Ислама. И сегодня мы хотим рассказать о том, какую роль сыграл Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) в жизни немусульман.
Дж. Х. Денисон
Денисон пишет в своей книге «Эмоции как основа цивилизации»: «В пятом и шестом веках цивилизованный мир находился на грани хаоса. Старые эмоциональные культуры, которые сделали цивилизацию возможной, поскольку дали человеку чувство единства и почтения к своим правителям, разрушились, и не было ничего, что могло бы занять освободившееся место… Тогда казалось, что великая цивилизация, на создание которой ушло четыре тысячи лет, находится на грани распада и что человечество, скорее всего, вернётся к тому состоянию варварства, когда каждое племя и секта противостояли друг другу, а закон и порядок были чем-то из разряда фантастического.
Христианство создавало лишь разделение и разрушение вместо необходимого миру единства и порядка... Цивилизация, подобная гигантскому дереву, чья листва достигла всего мира, находилась на грани, сгнив до самой своей сердцевины... Была ли какая-то эмоциональная культура, которую можно было бы привнести, чтобы вновь собрать человечество в единое целое и спасти цивилизацию? Именно среди арабов родился человек, который должен был объединить весь известный мир Востока и Юга».
С. П. Скотт
В своём труде «История мавританской империи в Европе» Скотт пишет: «Если целью религии является воспитание нравственности, уменьшение зла, содействие человеческому счастью, расширение человеческого интеллекта, если совершение добрых дел принесёт пользу в Великий день, когда человечество будет призвано к своему окончательному расчёту, то не будет ни непочтительным, ни неразумным признать, что Мухаммад действительно был апостолом Бога».
Сэр Уильям Мьюр
А так описывал Посланника (мир ему и благословение Всевышнего) Уильям Мьюир в своём произведении «Жизнь Мухаммада»: «Его фигура, хотя и немного выше среднего роста, была величественной и властной. Глубина чувств в его тёмных чёрных глазах и победное выражение лица завоёвывали доверие и любовь незнакомцев, даже с первого взгляда.
Его черты часто разглаживались в улыбке, полной благодати и снисхождения. Он был, как говорит восхищённый последователь, самым красивым и храбрым, самым умным и великодушным из людей. Казалось, солнечный свет сиял на его лице. Его походка была подобна походке человека, быстро спускающегося с холма. Когда он спешил, то с трудом можно было поспевать за ним. Он никогда не оборачивался, даже если его мантия зацеплялась за колючий кустарник.
Тщательный и щепетильный во всех своих действиях, он любую работу, за которую брался, всегда доводил до конца. Эта же привычка пронизывала его манеру общения с людьми. Если он поворачивался в разговоре к другу, то поворачивался не частично, а всем своим лицом и всем телом. Он никогда не отпускал первым руку своего собеседника, не прерывал первым разговор. Он всегда делал всё сам. Если подавал милостыню, то собственноручно вкладывал её в руки просителя.
Он помогал женам по хозяйству, чинил одежду, привязывал коз и даже сам ковал сандалии. Его обычное платье было сшито из простой белой хлопчатобумажной ткани, как и у его соседей. Мухаммад со своими женами жил, как мы уже видели, в ряду низких и уютных домиков, построенных из необожжённого кирпича, квартиры разделялись стенами из пальмовых ветвей, грубо намазанных грязью, а на месте дверей и окон были занавешены кожаные или чёрные куски ткани.
История любви: Мухаммад и Хадиджа
Примечательной чертой была вежливость и учтивость, с которыми Мухаммад обращался даже с самыми незначительными из своих последователей. Скромность и доброта, терпение, самоотречение и великодушие пронизывали его поведение и вызывали у людей к нему чувства любви и благоговения. Мухаммад не любил говорить «нет». Если он не мог ответить просителю утвердительно, то предпочитал молчание. Он никогда не отказывался от приглашения в дом, даже если его звал самый простой человек, и не отказывался от предложенного подарка, даже самого маленького.
Он обладал редкой способностью заставлять каждого человека в компании думать, что он желанный гость. Если он встречал кого-нибудь, радующегося успеху, то сердечно хватал его за руку. Он с нежностью сочувствовал скорбящим. Он делился своей пищей с другими даже в самые трудные времена, был очень заботлив о личном комфорте каждого из окружающих. Мухаммад был верным другом. Он любил Абу Бакра близкой любовью брата; Али – нежной отеческой любовью. Заид, вольноотпущенник, был так сильно привязан к Пророку, что предпочел остаться в Мекке, а не возвращаться домой с собственным отцом. «Я не оставлю тебя», - сказал он, прижимаясь к своему покровителю, - «потому что ты был мне отцом и матерью». Можно привести множество других примеров пылкого и непоколебимого отношения Мухаммеда к людям. Его привязанность ни в коем случае не была неуместной; она всегда была встречена горячей и самоотверженной любовью.
Мухаммад был справедлив и умерен. Не было у него и недостатка в умеренности по отношению к своим врагам. Долгая и упорная борьба с его притязаниями, которую вели жители Мекки, могла бы побудить Мухаммада более жёстко поступить со своими соперниками. Но он, за исключением нескольких преступников, даровал всеобщее помилование; и, благородно предав забвению память о прошлом, со всеми его насмешками, оскорблениями и преследованиями, относился даже к самым ярым противникам с милостивым и даже дружеским уважением. Не менее заметна была снисходительность, проявленная к Абдалле и недовольным жителям Медины, которые в течение стольких лет упорно препятствовали его планам и сопротивлялись его власти…»
Сэр Джон Глабб
Говоря об откровениях и снах пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), Глабб рассуждает: «Какое бы мнение ни сложилось у читателя, когда он дойдёт до конца этой книги, трудно отрицать, что призыв Мухаммада имеет поразительное сходство с бесчисленными другими описаниями подобных видений, как в Ветхом и Новом Заветах, так и в опыте христианских святых, возможно, также индусов и последователей других религий. Более того, подобные видения часто отмечали начало жизни, исполненной великой святости и героической добродетели.
Приписывать подобные феномены самообману едва ли представляется адекватным объяснением, поскольку они были пережиты многими людьми, разделёнными друг от друга тысячелетиями и тысячами миль расстояния, которые, по-видимому, даже не слышали друг о друге».
Говоря о переселении сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) в Абиссинию, писатель отмечает: «Этот список, по-видимому, включал в себя почти всех лиц, принявших ислам, и посланник Бога должен был остаться с гораздо меньшей группой приверженцев среди обычно враждебных жителей Мекки, что доказывает, что он обладал значительной степенью морального мужества и убеждённости».
Заводя речь о переселении Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину, когда ему пришлось бежать, как беглецу, чья жизнь была в большой опасности, он отмечает: «Когда беглецы шёпотом попрощались с сыном и дочерью Абу Бакра у входа в пещеру на горе Таур и верблюды бесшумно удалились в темноту под яркими арабскими звёздами, занавес поднялся над одной из величайших драм в истории человечества. Как мало понимали Цезарь или Хосров, окружённые своими огромными армиями и вовлечённые в долгую и ожесточенную войну за мировое господство (как они думали), что четыре оборванных араба, молча скачущих по голым горам Хиджаза, собираются начать движение, которое положит конец их великим имперским владениям».
Монтгомери Уотт
У. Монтгомери Уотт, известный востоковед, следующим образом описывал личность и характер Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) в своей работе «Мухаммад в Медине»: «Мы можем выделить три великих дара Мухаммада, каждый из которых был необходим для полной реализации его личности. Во-первых, есть то, что можно назвать даром провидца. Сделанные через него откровения арабскому миру представляли собой идеологическую основу, в рамках которой стало возможным разрешение существующей в то время социальной напряжённости. Создание такой структуры включало в себя как понимание фундаментальных причин социального недуга того времени, так и гениальное выражение этого понимания в форме, способной взволновать слушателя до глубины его естества.
Во-вторых, есть мудрость Мухаммада как государственного деятеля. Концептуальная структура, обнаруженная в Коране, была всего лишь рамкой. Эти рамки должны были способствовать формированию конкретной политики и конкретных институтов. В этой книге много говорилось о дальновидной политической стратегии Мухаммеда и его социальных реформах. Его мудрость в этих вопросах проявляется в быстром распространении влияния и превращении небольшого государства в мировую империю, а также в приспособлении его социальных институтов ко многим различным условиям и их продолжении в течение тринадцати столетий.
В-третьих, это его умение и такт как администратора и его мудрость в выборе людей, которым можно поручить административные обязанности. Здравые институты и здравая политика не смогут пойти дальше, если исполнение дел будет ошибочным и неуклюжим. Когда Мухаммад умер, государство, которое он основал, было действующим концерном, способным выдержать шок от его гибели, и, как только оно оправилось от этого шока, то расширилось с поразительной скоростью.
Чем больше размышляешь об истории Мухаммада и раннего ислама, тем больше поражаешься огромности его достижений. Обстоятельства подарили ему такую возможность, какую мало кто имел, но этот человек полностью соответствовал своему часу, своему времени. Если бы не его дары провидца, государственного деятеля и администратора, а также не его вера в Бога и твёрдая вера в то, что Бог послал его, значительная глава в истории человечества осталась бы незаписанной. Я надеюсь, что это исследование его жизни поможет по-новому оценить одного из величайшего сынова человечества».
Адам, Юнус, Мухаммад: 3 ценных урока из жизни известных пророков
Примечательно, что так Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) описывал человек, который относился к последнему из пророков далеко не самым благосклонным образом. Это может говорить лишь о величии личности Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).
Преподобный Босуэлл Смит
«Глава государства и церкви, он был Цезарем и папой в одном лице, но он был папой без его притязаний и Цезарем без легионов Цезаря, без постоянной армии, без телохранителей, без дворца, без постоянного дохода. Если когда-либо человек имел право править по праву Божьему велению, то это был Мухаммад, ибо он обладал всей властью».
Карен Армстронг
Современный исследователь Ислама Карен Армстронг пишет в своей книге: «Мухаммаду пришлось начинать практически с нуля и прокладывать себе путь к монотеистической духовности. Когда он начинал свою миссию, беспристрастный наблюдатель не дал бы ему ни единого шанса. Такой человек мог бы сказать, что арабы просто не были готовы к монотеизму: они не были достаточно развиты для такого сложного видения. На самом деле, попытка ввести его в большом масштабе в этом жестоком, ужасающем обществе может быть чрезвычайно опасной, и Мухаммеду повезёт, если он спасется своей жизнью.
Действительно, Мухаммед часто подвергался смертельной опасности, и его выживание было почти чудом. Но ему это удалось. Арабы были готовы вступить в новую фазу своей истории».
Майор А. Леонард
«Если когда-либо кто-либо на этой земле нашёл Бога; если когда-либо кто-либо посвятил свою жизнь Богу с самым чистым и святым рвением, то, без сомнения, этот человек был святым пророком Аравии».
Ильмира Гафиятуллина