Общее представление об интуиции
Слово «интуиция» возникло из латинского “intueri”, что означает «видеть изнутри» или «внутреннее видение». Удивительная психическая способность человека, позволяющая получать ответы без участия рационального ума, логических выводов, а иногда даже еще до возникновения вопроса… Интуиция связана с интеллектом и является «разумом сердца». Как сказал Джон Уайт это «переживание внутреннего знания, которое можно ощущать также явственно, как логическую мысль».
Минуя различные предположения и теории, касающиеся этого вопроса, я остановлюсь на простом и кратком определении, данным интуиции американским ученым Гербертом Саймоном. «Интуиция, - по его словам, - это осознание, ни больше, ни меньше».
Здесь уместно вспомнить фрейдовскую теорию структуры психики, согласно которой она подразделяется на сознание, подсознание и бессознательное. Если представить образно, сознание – это то, что ты непосредственно видишь перед собой. Подсознание – это знание, которое находится «где-то здесь, рядом». Бессознательное – это нечто вроде чулана, где хранится много информации. Она точно есть, но ее тяжело найти в беспорядке и темноте этого места.
Интуиция – это неожиданное обнаружение нужной тебе вещи. Ты, например, нуждался в ней и вдруг через некоторое время тебе ее дарит подруга, или ребенок приносит домой, или ты внезапно натыкаешься на нее по дороге в сад и т.п. То есть, она из «где-то рядом» или «где-то там» оказывается вдруг перед тобой, в твоих руках. «Вещь» в данном случае понятие растяжимое. Это может быть и идея, и воспоминание, и какое-либо знание, в котором ты нуждался, или вдохновляющее на дело, в котором ты сомневался, настроение. Или, наоборот, тревожные мысли, которые останавливают от сомнительного поступка.
Известный изобретатель Альва Томазо Эдисон говорил, что его гений – это два процента вдохновения и 98 процентов работы. Для успешного дела процентное соотношение размышлений, точных расчетов с интуицией аналогичны «эдисоновскому гению» – два процента интуиции и девяносто восемь – хорошо продуманного плана.
Интуиция верующего
Интуиция, как мы сказали выше, это разум сердца. Это своеобразная мельница, в которой обрабатывается недоступная нам информация. Однако плоды ее деятельности часто пополняют урожай нашей интеллектуальной, духовной деятельности, делая его богаче и разнообразней.
В философии жизни мусульманина его главным инструментом служит знание – знание порицаемого, одобряемого и способность различить сомнительное на основе Сунны и Корана. Эти знания мы обретаем из повеления Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
В то же время мы знаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, придавал значение и интуитивному знанию – знанию сердца. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, утверждал, что благочестие - в сердце.
Если по словам Г. Саймона «интуиция (в широком смысле) – это нечто иное как осознание, ни больше, ни меньше», то интуиция верующего – это осознание, понимание, что есть добро и что есть зло. Но каким образом происходит это осознание? Здесь можно вспомнить случай Вабисы инб Маъбада, да будет доволен им Аллах, который рассказал:
«(Однажды) я пришел к Посланнику Аллаха и он спросил (меня): «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) свое сердце, ибо благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное – это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (что ты поступил правильно)»[1]
Также в Сахих Муслим передается, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Благочестие есть благонравие. А греховное – то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди».
Душевное спокойствие и тишина при совершении благого, и тревога, стыд и беспокойство при совершении греха – вот «симптомы» интуиции верующего мусульманина. Часть его духовного интеллекта. Так праведное сердце служит индикатором наших поступков и зеркалом наших деяний. И свойства деяний отражаются на состоянии сердца и на чувствах человека.
Чем чище сердце, тем сильнее интуиция
Предполагаю, что «круг интуиции» пропорционален уровню благочестия, имана человека. Чем сильнее, глубже иман, тем чувствительней сердце, тем активней интуиция. Это относится к восприятию своих поступков, строгости самоотчета. Например, один человек оскорбил другого и даже не задумывается об этом. А второй кается перед Всевышним, просит прощения у обиженного. Или другой случай: кто-то весь день проводит в безделье и считает, что у него все хорошо, а другой сожалеет об упущенном без поклонения или пользу времени. Отношение к своим делам определяет состояние сердца, веры.
Как сказал имам Ан-Навави в комментарии к рассказу Вабисы ибн Маъбада, внимательность к сердцу в применении к религиозной практике касается по большей части старательных мусульман. Интуиция верующего в данном случае подобна сигналам светофора, которые регулируют его движение по пути. А Коран и Сунна – это указатели верного направления. Зачем нужен светофор (интуиция) тому, кто забрел в джунгли и заблудился в его зарослях? Поэтому те, кто чрезмерно грешил и не руководствовался верным знанием, сначала должны выйти на прямой путь, а затем уже «советоваться» с сердцем.
Предостережения
Интуиция – это дар Всевышнего, ниспосланный в помощь праведным рабам. Когда остальные доводы не действуют убеждающе, интуиция помогает определить верный путь: сердце, как компас, указывает нужное направление. Но чтобы увидеть его под грудой сомнений и противоречивых аргументов, нужно держать «табло» компаса в чистоте и на ровной поверхности. Уместно вспомнить слова имама аш-Шафии, который сказал: «Будь и факихом[2], и суфием[3] - но не одним из них. Поистине, я наставляю тебя ради Аллаха. Факих, но не суфий – у него грубое сердце, и оно не знает вкуса таква (богобоязненность). Суфий, но не факих – он джахиль (невежда), а как же преуспеет джахиль?!»
Полагаться на интуицию без знаний – это путь к заблуждению, а полагаться только на знания без привлечения к ним собственного сердца - это путь к дурному нраву.
Поэтому пусть желающие вкушать плоды шестого чувства подготовят для нее подходящую почву – засеяв участок сердца достоверными знаниями и сдобрив его мягкостью и мудростью.
[1] Ахмад, ад-Дарими
[2] То есть будь знающим законы шариата и исламскую религию
[3] Тот, кто борется со своим нафсом; аскет, стремящийся к искренности (ихсану) в поклонении Всевышнему