Интуиция верующего


Общее представление об интуиции

Слово «интуиция» возникло из латинского “intueri”, что означает «видеть изнутри» или «внутреннее видение». Удивительная психическая способность человека, позволяющая получать ответы без участия рационального ума, логических выводов, а иногда даже еще до возникновения вопроса…  Интуиция связана с интеллектом и является «разумом сердца». Как сказал Джон Уайт это «переживание внутреннего знания, которое можно ощущать также  явственно, как логическую мысль».

Минуя различные предположения и теории, касающиеся этого вопроса, я остановлюсь на простом и кратком определении, данным интуиции американским ученым Гербертом Саймоном. «Интуиция, - по его словам, - это осознание, ни больше, ни меньше».

Здесь уместно вспомнить фрейдовскую теорию структуры психики, согласно которой она подразделяется на сознание, подсознание и бессознательное. Если представить образно, сознание – это то, что ты непосредственно видишь перед собой. Подсознание – это знание, которое находится «где-то здесь, рядом». Бессознательное – это нечто вроде чулана, где хранится много информации. Она точно есть, но ее тяжело найти в беспорядке и темноте этого места.

Интуиция – это неожиданное обнаружение нужной тебе вещи. Ты, например, нуждался в ней и вдруг через некоторое время тебе ее дарит подруга, или ребенок приносит домой, или ты внезапно натыкаешься на нее по дороге в сад и т.п. То есть, она из «где-то рядом» или «где-то там» оказывается вдруг перед тобой, в твоих руках. «Вещь» в данном случае понятие растяжимое. Это может быть и идея, и воспоминание, и какое-либо знание, в котором ты нуждался, или вдохновляющее на дело, в котором ты сомневался, настроение. Или, наоборот, тревожные мысли, которые останавливают от сомнительного поступка.

Известный изобретатель Альва Томазо Эдисон говорил, что его гений – это два процента вдохновения и 98 процентов работы. Для успешного дела процентное соотношение размышлений, точных расчетов с интуицией аналогичны «эдисоновскому гению» – два процента интуиции и девяносто восемь – хорошо продуманного плана.

Интуиция верующего

Интуиция, как мы сказали выше, это разум сердца. Это своеобразная мельница, в которой обрабатывается недоступная нам информация. Однако плоды ее деятельности часто пополняют урожай нашей интеллектуальной, духовной деятельности, делая его богаче и разнообразней.

В философии жизни мусульманина его главным инструментом служит знание – знание порицаемого, одобряемого и способность различить сомнительное на основе Сунны и Корана. Эти знания мы обретаем из повеления Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Стремление к знанию  - обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

В то же время мы знаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, придавал значение и интуитивному знанию – знанию сердца. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, утверждал, что благочестие - в сердце.

Если по словам Г. Саймона «интуиция (в широком смысле) – это нечто иное как осознание, ни больше, ни меньше», то интуиция верующего – это осознание, понимание,  что есть добро и что есть зло. Но каким образом происходит это осознание? Здесь можно вспомнить случай Вабисы инб Маъбада, да будет доволен им Аллах, который рассказал:

«(Однажды) я пришел к Посланнику Аллаха и он спросил (меня): «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) свое сердце, ибо благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное – это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (что ты поступил правильно)»[1]

Также в Сахих Муслим передается, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Благочестие есть благонравие. А греховное – то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди».

Душевное спокойствие и тишина при совершении благого, и тревога, стыд и беспокойство при совершении греха – вот «симптомы» интуиции верующего мусульманина. Часть его духовного интеллекта. Так праведное сердце служит индикатором наших поступков и зеркалом наших деяний. И свойства деяний отражаются на состоянии сердца и на чувствах человека.

            Чем чище сердце, тем сильнее интуиция

Предполагаю, что «круг интуиции» пропорционален уровню благочестия, имана человека. Чем сильнее, глубже иман, тем чувствительней сердце, тем активней интуиция. Это относится к восприятию своих поступков, строгости самоотчета. Например, один человек оскорбил другого и даже не задумывается об этом. А второй кается перед Всевышним, просит прощения  у обиженного. Или другой случай: кто-то весь день проводит в безделье и считает, что у него все хорошо, а другой сожалеет об упущенном без поклонения или пользу времени. Отношение к своим делам определяет состояние сердца, веры.

Как сказал имам Ан-Навави в комментарии к рассказу Вабисы ибн Маъбада, внимательность к сердцу в применении к религиозной практике касается по большей части старательных мусульман. Интуиция верующего в данном случае подобна сигналам светофора, которые регулируют его движение по пути. А Коран и Сунна – это указатели верного направления. Зачем нужен светофор (интуиция) тому, кто забрел в джунгли и заблудился в его зарослях? Поэтому те, кто чрезмерно грешил и не руководствовался верным знанием, сначала должны выйти на прямой путь, а затем уже «советоваться» с сердцем.

Предостережения

Интуиция – это дар Всевышнего, ниспосланный в помощь праведным рабам. Когда остальные доводы не действуют убеждающе, интуиция помогает определить верный путь: сердце, как компас, указывает нужное направление. Но чтобы увидеть его под грудой сомнений и противоречивых аргументов, нужно держать «табло» компаса в чистоте и на ровной поверхности. Уместно вспомнить слова имама аш-Шафии, который сказал: «Будь и факихом[2], и суфием[3] - но не одним из них. Поистине, я наставляю тебя ради Аллаха. Факих, но не суфий – у него грубое сердце, и оно не знает вкуса таква (богобоязненность). Суфий, но не факих – он джахиль (невежда), а как же преуспеет джахиль?!»

Полагаться на интуицию без знаний – это путь к заблуждению, а полагаться только на знания без привлечения к ним собственного сердца  - это путь к дурному нраву.

Поэтому пусть желающие вкушать плоды шестого чувства подготовят для нее подходящую почву – засеяв участок сердца достоверными знаниями и сдобрив его мягкостью и мудростью.

 



[1] Ахмад, ад-Дарими

[2] То есть будь знающим законы шариата и исламскую религию

[3] Тот, кто борется со своим нафсом; аскет, стремящийся к искренности (ихсану) в поклонении Всевышнему

Социальные комментарии Cackle