В чем заключался метод Абу Ханифы в преподавании исламского права?
Научные кружки, организованные Абу Ханифой, посещало много людей, среди которых были факихи (правоведы), которые выносили фетвы и судили между людьми. Однако их стремление к знаниям и науке, а также удивление, которое вызывал Абу Ханифа, его знания и методы преподавания, побуждало их посещать его научные кружки и не пропускать его уроки.
Метод Абу Ханифы в преподавании исламского права (фикх) и его распространении заключается в следующих пунктах:
- Абу Ханифа затрагивал и обсуждал вопросы прежде, чем вынести по ним решение. Абу Ханифа не превращал уроки в диктанты, где присутствующие только записывают услышанное от учителя. Во время своих уроков он затрагивал вопросы, дабы обсудить их вместе со своими студентами, позволяя каждому из них высказать свое мнение относительно этих вопросов, и побуждая каждого из своих учеников приводить доказательства для подкрепления своего мнения.
Когда же его ученики единогласно приходили к определенному решению и мнению, они представляли его Абу Ханифе, дабы он вынес свое решение. Абу Ханифа запрещал записывать вопросы, прежде чем рассмотреть их и вынести по ним решения. Когда кто-либо из его учеников отсутствовал на уроке, Абу Ханифа не выносил решения по некоторым вопросам до тех пор, пока не появлялся его ученик, дабы выслушать мнение своего ученика по данному вопросу. Таким образом, Абу Ханифа выслушивал мнения всех своих учеников.
- Абу Ханифа предоставлял своим ученикам широкую свободу для вынесения решения. Он учил их тому, чтобы использовать свой разум и мнение в вынесении решения из Корана и сунны. Он пробуждал в них дух храбрости, дабы они не боялись при вынесении решений. Доходило до того, что иногда его ученики повышали свой голос при обсуждении того или иного вопроса, а он не запрещал им этого, желая, чтобы они были знающими и сведущими в вопросах исламского права. Когда же Абу Ханифа начинал объяснять своим ученикам, они молчали, дабы послушать его комментарии по обсуждаемым вопросам.
- Абу Ханифа преподавал разным категориям учеников и никогда не отказывал никому в преподавании. Большинство присутствующих на его научных кружках были обычными студентами. Среди присутствующих были также его ученики, которые всегда присутствовали на его уроках в течение всей его жизни. Самыми известными его учениками были Зуфар, Абу Йусуф, Мухаммд ибн аль-Хасан и аль-Хасан, о которых было упомянуто выше.
- Абу Ханифа не щадил времени для того, чтобы прийти к наилучшему мнению и решению относительно тех или иных вопросов. Сообщается, что однажды, когда Абу Ханифа вышел из мечети после вечернего намаза, держа свою обувь в руках, к нему подошел его ученик Зуфар и спросил его мнения относительно одного вопроса. Они стали обсуждать данный вопрос до тех пор, пока не прозвучал азан на утренний намаз, после чего они снова вошли в мечеть, совершили утренний намаз и вернулись к обсуждению того вопроса. Они продолжали обсуждать и дискутировать до тех пор, пока не решили, что будут придерживаться мнения Абу Ханифы по данному вопросу.
Шейх Абд ар-Раззак Абд ар-Рахман ас-Са‘ди
Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников
Читайте также:
-
Действия, портящие омовение
1. Испражнения (выход мочи или кала).
"Или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места". (Благородный Коран, сура «Маида», 6)
2. Выход газов из заднего прохода.
3. Выход крови, гноя или сукровицы из тела, если они растеклись по телу величиной с дирхам или больше.
4. Кровь из носа или дёсен (если слюна полностью или больше чем наполовину в крови).
-
Кто достоин, а кому не рекомендуется быть имамом
Кто достоин быть имамом
1. Тот, у кого больше знаний по религиозным вопросам.
2. Если все одинаковы в знаниях, тогда тот, кто лучше и правильнее читает Коран.
3. Если в чтении Корана все одинаковы, то самый благородный и праведный среди них.
4. Если предыдущие три пункта совпали, то самый старший в годах.
5. Если возраст у всех одинаковый, то тот, у кого благороднее нрав.
-
Саудовский дизайнер создал устройство, облегчающее совершение 5-кратного намаза
"В условиях мегаполиса мы практически не тратим время на подготовку к намазу, совершая его практически на бегу. Это изобретение позволит вам отгородиться от повседневной суеты хотя бы на время совершения молитвы", - считает дизайнер.
-
Японцы удивили своей реакцией на звучание Священного Корана
-
Когда женитьба является фардом/сунной/харамом и макрухом?
В зависимости от состояния человека женитьба может быть фардом, сунной, харамом, макрухом или мубахом.
-
Исламская линия доверия: "Хочу развестись с женой, но очень боюсь наказания Аллаха. Как быть?"
Добрый день! У меня такая ситуация, мы уже десять лет живем с женой, до меня у нее был брак и есть ребенок. Совместных детей по воле Аллаха нет, испробовали все методы. Никогда претензий по поводу это к жене у меня не было. Я смирился с этим. Жена всегда была вспыльчивой, повышает на меня голос, оскорбляет, бывало и поднимала руку, но я все терпел и прощал ей.
-
После того, как мусульманка дала милостыню, случилось невероятное!
-
8 благ скромности и стыдливости
В арабском языке слово «скромность» переводится как «хайя», и имеет такие значения как «смирение», «стыдливость», «застенчивость» и др. Чем более высоких степеней достигает человек по пути духовного и личностного роста, тем более ему присущи такие качества, как смирение, скромность, уважение к себе и к другим.