История
-
«Наша религия и культура – это фундамент, который вдохновляет нас идти вперед»
В стенах Апанаевского медресе в Казани состоялась научно-практическая конференция «Деятельность Центра культуры и просвещения Республики Татарстан: методы изучения и популяризации духовного наследия татарского народа».
-
«Божественный свет»: искусство шамаиля у татар
По идеологической значимости и сакральной роли народное искусство шамаиля в культуре казанских татар начала XX в. было сопоставимо с христианской иконой. При этом шамаили категорично отвергали всякие изображения живых существ
-
От «Казан басмасы» до рукописного Корана: возрождение традиций татарского коранопечатания
Муфтий прочитал публичную лекцию в театре Камала о вкладе татарских богословов в развитие коранических наук.
-
Голос мусульманской уммы: 120-летие газеты «Казан мухбире»
В этом году мы отмечаем важную веху в истории татарского народа – 120-летие газеты «Казан мухбире»/ قزان مخبری («Казанский вестник»), которая стала первой общественно-политической и литературной газетой в Казани на татарском языке. Это издание, появившееся в бурные времена Первой русской революции (1905–1907), стало ...
-
9 тафсиров, которые сформировали татарскую исламскую мысль
История тафсиров Священного Корана на татарском языке — это не просто хронология переводов, а яркая летопись интеллектуальной и духовной битвы народа за сохранение своей идентичности. В этих трудах отразились...
-
Сокровищница веры и мысли: история тафсиров Корана на татарском языке
Татарские тафсиры XIX–начала XX века стали частью философского наследия народов России, под влиянием связей с мусульманским миром, особенно со Средней Азией и Османской империей.
-
125 лет со дня открытия типографии братьев Каримовых: значение для мусульман Российской империи
Типография Каримовых появилась в эпоху, когда татары играли ведущую роль в интеллектуальном и религиозном возрождении мусульман Российской империи.
-
Уроки и назидания татарского поэта Габдуллы Тукая через призму ислама
Ислам для Габдуллы Тукая был не только частью культурного наследия, но и духовным ориентиром, который помогал осмысливать окружающий мир и наставлять свой народ.
-
Суннатчи бабай: утраченная традиция обрезания у татар
Феномен суннатчи бабая является ярким напоминанием о богатых традициях, характерных для татарской культуры.
-
Как синий паспорт Нансена помог некоторым татарам найти новую родину
Предлагаем вашему вниманию интервью с Тимуром Сариповым – одним из известных представителей татарской общины в Эстонии, чьи предки переселись сюда в начале 1920-х годов.
-
На страже культуры, религии и языка: татары финского Тампере отметили 80-летие своего общества
Татары, живущие в Тампере, давно желали создать объединяющую всех их официальную организацию со своим домом, где они могли бы все встречаться, проводить вместе праздники и намазы, а также обучать детей родному языку.
-
Татарский макам: будет ли что передать будущим поколениям?
В годы советской власти многие известные макамы были забыты, но в народе оставались люди, которые владели татарскими маками и пытались их передать будущим поколениям. К сожалению, со временем из-за незнания правил таджвида это приводило к искажениям при чтении.
-
Стрельба из лука: история, роль в исламе и возрождение древней традиции (ФОТО)
Муфтий РТ: «Пророк Мухаммад ﷺ своим примером показывал нам важность таких видов спорта как борьба, стрельба из лука, плавание и верховая езда и призывал обучать этому детей с малых лет. Если все это делается с хорошим умыслом, то будет считаться гыйбадатом».
-
Памяти Ахмадхади Максуди: величайший муаллим и представитель татарской интеллигенции
В сентябре родился величайший муаллим, один из самых авторитетных представителей татарской интеллигенции первой четверти ХХ века – Ахмадхади Максуди.
-
Гребенские татары: история татар Чечни
Гребенские татары остаются важной исторической и культурной составляющей Северной Чечни, сохраняя свою уникальную идентичность, язык, религиозные традиции и обычаи.
-
Как выглядел мулла в начале ХХ века?
Чалма имела обрядовое значение – мусульманину, умершему в пути, она служила саваном. Чапан же представлял собой нарядный халат разными оттенками цветов.
-
Чем занимались муллы в Российской империи, помимо основной деятельности?
Большинство мулл имели дополнительные доходы, так что пожертвования прихожан во многих случаях являлись лишь подспорьем к тому, что они приобретали личным трудом.
-
Феномен абыстай: как татарские бабушки хранят традиции народа
Есть один дорогой каждому татарскому сердце образ – бабушки «ак эби» – мудрой и опытной пожилой женщины, которая с любовью пожурит, накормит, напоит чаем, наставит и даст жизненный совет.
-
«Древо жизни»: праздник татарской культуры в Казани (ФОТО)
22 августа в парке им.Горького в рамках проекта «Древо жизни» состоится итоговое мероприятие проекта «Созвездие народов».
-
Имянаречение, никах и маджлисы: какой обряд приносил мулле наибольший доход?
Доходы от исполнения треб были совершенно незначительными. Так, за молитвословия над новорождённым и за наречение имени новорожденному мулла получал в деревне не больше 10 копеек, в городе – копеек 50–60 и более, в зависимости от состоятельности прихожанина.
-
Особенности просвещения татар в Российской империи
«...в России трудно указать народность, среди которой была бы так широко распространена грамотность, как у казанских татар. Безграмотного татарина можно встретить очень редко...»
-
Мулла вместо ЗАГСа: как имамы были хранителями метрик
Объем приходской метрической книги чаще всего составлял 200– 250 листов. В ней было несколько разделов: наречение имени, никах, развод, умершие. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта.
-
Как разводились мусульмане более века назад?
Из-за низкого социально-экономического положения основной массы сельского населения распространенной причиной разводов была неспособность мужчины содержать семью, что являлось нарушением одного из условий брака по шариату.
-
Никах: почему институт брака в исламе имеет особо важное значение?
С 1829 года муллам было вменено в обязанность взимать с молодоженов «брачную пошлину» за заключение брака. В начале ХХ века пошлина составляла 25 копеек (позже стала 50 копеек).
-
Татарское влияние в Бухаре
Некоторые предполагают, что татары стали заселять Среднюю Азию, после присоединения этих территорий к Российской империи. На самом деле присутствие татар в различных городах Средней Азии было уже задолго до русских завоеваний.
-
Мусульманские обряды как неотъемлемая часть татарского быта
Этническую жизнь татар просто невозможно представить без исполнения таких мусульманских обрядов, как Коръэн уку – чтение Корана, дога кылу – чтение молитв, садака олэшу – раздача милостыни. Они являлись стержнем таких событий, как свадебные торжества, наречение имени, похоронно-поминальный комплекс.
-
Саида абыстай Аппакова: «Религия – это не только чтение намаза и Корана»
«Какое бы счастье или несчастье нас не коснулось, мы не должны забывать, что мы татары...»
-
Хранитель культуры и традиций: почему мулла в татарской деревне был всем
Мулла в татарской деревне был всем: «совершитель» молитвенных обрядов, учителем детей, советником во всех житейских делах и даже судьей. Неудивительно, что муллы пользовались у татар огромным влиянием и уважением.
-
Ахуны, мухтасибы и кадии: как муллы продвигались по карьерной лестнице?
Звание ахуна, т.е. высшего духовенства, мулла мог получить в награду «за примерное поведение», «за долголетнюю службу», «за успешную религиозную работу», «за усердие в исполнении возлагаемых поручений» за активное участие в судах, «за реализацию государственных программ» и благотворительную деятельность.
-
Увольнение по собственному желанию: почему муллы не хотели работать на своей должности?
Самостоятельное увольнение муллы происходило следующим образом. Решивший уволиться мулла писал в Губернское правление заявление о своем намерении, причинах ухода и просил сделать надлежащее распоряжение. Об этом он публично объявлял на общем сходе прихожан, которые также писали в Губернское правление прошение о его увольнении.
-
Масонские ложи и тайные общества: как муллы доказывали свою непричастность к ним?
Архивные материалы фонда Казанского губернского правления показывают интересные факты выбора кандидатов на должности хатыбов и имамов. Подавляющее большинство избранников были потомственными муллами. Умирал старый мулла, муэдзин, и на их место избирался сын или брат (последнее случалось реже).
-
Споры и сомнения в благонадежности: как назначали мулл в Российской империи
Бывали случаи, когда отдельные лица в приходе из-за личной неприязни не соглашались с избранием нового муллы. Они писали прошения в Губернское правление, обвиняя кандидата в недостатках...
-
Стать муллой в Российской империи: как это было
Правда ли, что стать муллой в Российской империи было очень легко, а кандидат на должность муфтия ездил в Уфу к муфтию сдавать экзамены. И действительно ли, важнее чем экзамены у муфтия, при определении на должность муллы имели прихожане?
-
Как муллы помогали бороться с эпидемиями холеры, оспы и чумы?
Как известно, в конце 80 – начале 90-х гг. ХIХ века в России вспыхнула холера и к 1893 году эпидемией оказались охвачены 70 губерний и областей, в том числе Казанская губерния.
-
Зайсан – утерянная история татарского народа
История о том, как одна фотография рассказала о жизни целой общины.
-
«Мухаджиры»: почему татары массово покидали Российскую империю?
В 80–90-х годах XIX века в Казанской губернии произошли крупные волнения, причиной которых стало распространение ложных слухов о якобы вновь предстоящем крещении татар.
-
Непозволительная роскошь: как развивалось образование у татар в Российской империи?
Сопротивление татар во многом объяснялось и неподъемностью финансовых расходов по обеспечению внедрения классов по обучению русского языка. Организация уроков русского языка часто обходилась в несколько раз дороже, чем содержание всей школы.
-
Между народом и государем: какую миссию выполняло духовенство в царской России?
Известный этнограф Карл Фукс во второй четверти XIX века, описывая жизнь татар, отмечал: «В пятницу, в полдень, Джумага-намазы имеет: ики ракэгат тахийя мечеть намазы, дюрт ракэгатъ суннет; после этого мулла идет на кафедру и читает хутьбу; по окончании хутьбы мулла читает молитву за Русского Государя…».
-
Каковы были требования к имамам в Российской империи?
Понимая, что именно от мусульманского духовенства, имевшего большое влияние на прихожан и осуществлявшего, как правило, религиозное обучение, во многом зависел успех в деле распространения русского языка, правительство сочло необходимым ввести для них обязательное знание русской грамоты.
-
Татарское общество в XIX веке: глубокий кризис, притеснения и отмена крепостного права
Вторая половина XIX в. для мусульман России, равно как для исламского мира в целом характеризуется как период глубокого кризиса и застоя. Многие важнейшие экономические, политические, культурные и социальные изменения, произошедшие во второй половине XIX в., в определенной степени прошли мимо мусульман России и даже были направлены против них.