Феномен абыстай: как татарские бабушки хранят традиции народа

Есть один дорогой каждому татарскому сердце образ – бабушки, ее ласково еще называют «ак эби» – мудрой и опытной пожилой женщины, которая с любовью пожурит, накормит, напоит чаем и даст жизненный совет.

Татарская абыстай полна достоинства, спокойна, обладает ясным и светлым умом. Это не слабые бабушки, а сильные и волевые женщины со стержнем и добрым сердцем. К ней обращаются за советом житейским и духовным, ведь даже взрослому человеку хочется побыть ребенком, чтобы его погладили по голове и сказали, что все будет хорошо.

На плечи этой хрупкой женщины в белом платке, юность которой, как правило, пришлась на трудные времена, возложена великая миссия – сохранение семейных, культурных и духовных ценностей. Она как связующее звено между прошлым и будущим, несущий в себе идеал нравственности.

Абыстай – феномен, присущий только татарскому народу. Это грамотная и образованная женщина со знанием традиций, обычаев и религии, подкрепленным большим жизненным опытом. Абыстай – деятельная и активная женщина, авторитет которой неоспорим. На любом маджлисе – она во главе стола с кучей жизненных советов и наставлений для каждого участника мероприятия.

Изначально абыстай называли жену религиозного деятеля, имама или хазрата. Но когда в годы ВОВ мужчин в городах и селах не осталось, миссия сохранения и передачи духовных ценностей перешла к женщинам. Они обучали девочек – матерей народа основам ислама, нравственности, чтению Корана, намазу.

В советское атеистическое время они вновь стояли на страже религии. Именно в домах абыстаев организовывались медресе и мечети для женщин и детей. В каждой деревне была своя абыстай и свое медресе, благодаря которым и сохранилась религия.

Имена таких абыстай сохранились в памяти татарского народа. Всем известно имя Рашиды абыстай Исхаковой, которая сыграла одну из главных ролей в возрождении ислама и просветительском движении среди татар в России.

Рашида абыстай за более чем 40 лет обучила множество женщин основам ислама. В советское время она делала это скрытно у себя на дому в поселке Мирный. Ее сын Гусман Исхаков много лет возглавлял Духовное управление мусульман РТ, зять Габдулла Галиуллин также был муфтием РТ.

Рашида абыстай выпустила десятки книг по исламу и аудиодиски с проповедями. Самая популярная ее книга «Правила чтения намаза» переиздавалась на протяжении 27 лет.

Эта отважная женщина была наставницей многих мусульманок. Жена первого президента РТ Минтимера Шаймиева была ученицей Рашиды абыстай.

Рашида абыстай прожила долгую и благодатную жизнь, посвятила свою жизнь служению исламу, наставила огромное количество людей и оставила после себя большое и праведное потомство. Эта мумина воспитала шестерых детей, около 120 внуков, правнуков и праправнуков — все в исламе.

2 августа в ДУМ РТ прошло заседание первого форума татарских абыстаев. В собрании приняли участие руководительницы территориальных союзов мусульманок из 35 районов Татарстана и абыстаи из всех мечетей Казани. На повестке дня стояли вопросы по определению приоритетных направлений деятельности татарских абыстаев и обмен опытом.

Форум открылся с чтения Куръана в исполнении первого заместителя директора медресе «Мухаммадия», имама-хатыйба мечети «Гаиля» Рустама хазрата Хайруллина. Затем с приветственными словами и напутствиями выступил муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.

Он отметил высокую роль, отведенную женщинам в исламе: множество хадисов и риваятов о сунне Пророка ﷺ, в особенности о тахаджуд намазах, омовении, питании и прочем передали его супруги. Он также напомнил, что среди мусульманских женщин было много ученых.

Например, один из фундаментальных трудов в Ханафитском мазхабе по фикху— «Аль-Фатава аль-Хиндия» была написана дочерью в память о своем отце. Приводя примеры истинного таква и ахляка в женщинах из истории, Камиль хазрат пожелал успехов абыстаям в продолжении своей деятельности по пути великих мусульманок.

Руководитель отдела по работе с женщинами ДУМ РТ и Союза мусульманок Татарстана Наиля ханум Зиганшина, рассказывая о работе современных абыстаев, также сравнила их инициативы с начинаниями таких выдающихся женщин как Фатиха Аитова и Махруй Галиева и призвала их не сбавлять темпы и активность на выбранном пути.

Стоит отметить, что в Татарстане районные союзы мусульманок функционируют с 2005 года. За это время у абыстаев сложился опыт деятельности в таких областях, как религиозное просвещение населения, укрепление семейных ценностей, сохранение татарско-мусульманских традиций, воспитание детей и молодежи и пр. В ходе сегодняшнего собрания мусульманки обсудили то, как повысить эффективность работы в этих и других направлениях.

Результатом форума стало принятие резолюции. В ней, в частности, отмечается о необходимости создать семейные центры «Хэерле гаилэ» в районах республики, продолжении производства татарско-мусульманской одежды, а также обращений в адрес руководителей различного уровня с вопросом о запрете продажи алкоголя на национальных праздниках и др.

Ясмин Нуриева

 

Социальные комментарии Cackle