Мулла вместо ЗАГСа: как имамы были хранителями метрик

Страницы метрической тетради об умерших 1914 года (НА РТ, ф. 4, оп. 180, д. 23, л. 83)
После введения в 1828 году метрических книг, которые велись на родном языке прихожан, обязанностью мулл стала регистрация дат рождения, смерти, заключения брака и развода своих прихожан.
Так, при заключении брака мулла записывал имена родителей, супругов, заключающих брак, его времени, главных условий (махр), а также имена свидетелей и главного исполнителя, совершавшего бракосочетание, а при расторжения брака в метрических книгах отмечались имена супругов, причины, основания развода, время и исполнитель.
Один экземпляр метрических книг посылался в ОМДС, другой – хранился у старшего в приходе духовного лица, который нес персональную ответственность за правильную запись и выписки из нее.
В результате духовенство приобрело статус хранителя актов гражданского состояния, к которому прихожане, правительственные и общественные учреждения обращались по поводу уточнения или подтверждения дат рождения, смерти, браков, разводов мусульман и поручения об этом различных справок.
Особенно важны были метрики при установлении призывников для исполнения воинской повинности. Поэтому всякая неточность и неверность в записях сопровождались разными неудобствами, а иногда влекли за собой неблагоприятные последствия для лиц, призванных исполнять воинскую повинность, с другой стороны, неверные записи и пропуски затрудняли делопроизводство в уездных присутствиях по воинской повинности.
Это интересно: Как разводились мусульмане более века назад?
ОМДС заботилось о своевременном обеспечении махаллей метрическими книгами, систематически разъясняя и требуя правильного ведения документации. Так, в циркуляре от 28 апреля 1900 года за № 2471 указывалось, что муллы:
- Не должны вписывать в метрики ни одного такого духовного требования, которое происходило не при них и не при их участии;
- должны строго записывать требы, исполненные жителям своего прихода, даже временно проживающим;
- соблюдать правописание, особенно в собственных именах, которые необходимо писать четко, понятно и без излишеств;
- имамы, одержимые недугами (больные), не позволяющими им писать красиво и четко, могут поручать ведение метрических книг людям с твердым и красивым почерком, при непременном условии скрепления ими самими (муллами) метрических книг в подлежащих местах;
- метрические записи о браках, разводах, рождениях и смерти прочитывать вслух самим и, если в записях будут послед ними обнаружены какие-либо ошибки и упущения, то немедленно делать исправления и дополнения с надлежащими оговорками под статьями записей. Перечеркивание допущенных ошибок знаком X или > < отнюдь не допускается;
- заполнять все графы метрики;
- подписание всякого документа имамом должно производиться четко, с полным написанием имени, отчества и фамилии;
- хранящиеся при мечетях метрические книги должны быть собираемы в тома и крепко сшиваемы на средства прихожан;
- об утрате метрических книг по какому-либо несчастному случаю, об истреблении таковых пожарами или о неполучении новых метрических книг в приходах к 25 числу декабря месяца приходские имамы обязаны без замедления доносить Духовному собранию;
- объявить прихожанам, чтобы они обо всех случающихся в их семействах событиях, подлежащих внесению в метрические книги, своевременно доводили до приходских имамов, даже в случае временного их проживания на чужбине….

Фото: tatar-congress.org.
Объем приходской метрической книги чаще всего составлял 200– 250 листов. В ней было несколько разделов: наречение имени, никах, развод, умершие.
Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта. Два экземпляра метрических книг, которые были у муллы, должны были одинаково заполняться и ничем один от другого не отличаться. Поэтому имамы носили для исполнения требования оба экземпляра метрики, делая записи в обоих, подкрепляя своей подписью (или тамгой) и подписями причастных к делу лиц (например, свидетелей).
В случае неправильного заполнения, пропусков, ошибок в записи и нарушения условий в ведении метрик муллы не только подвергались дисциплинарной ответственности, но и наказывались уголовным судом «до удаления от должности» и тюремными сроками.
Так, если имам сразу не делал запись в метрику или записывал только по словам свидетелей, не участвуя сам, или не сдавал метрику в нужный срок, то ему объявлялся выговор или налагался штраф в размере до 20 рублей, или же он временно лишался указа.
В случае, если записи родившихся и умерших проводились не полностью, то налагались штрафы за лиц мужского пола – 15 рублей, женского – 7 рублей 50 копеек. Если имам с явным злым помыслом изменял, удалял или вовсе уничтожал записи, он подвергался лишению всех прав или свободы от полутора до трех лет, отправлялся в арестантское отделение или ссылался в Сибирь.
Таким образом, на мулл возлагалась большая ответственность за ведение в приходе актов гражданского состояния и выполнение всех функций современного ЗАГСа.
Амишев Р.И.
Читайте также:
-
Говори чихнувшему "Йархамукаллах" («Да смилуется над тобой Аллах!»)
Абдуллах ибн Абу Бакр передает со слов своего отца: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так: Если кто-то чихнет, скажи ему «Йархамукаллах», если еще раз чихнет, снова скажи «Йархамукаллах»! Если еще раз чихнет, скажи «ты, кажется, простудился»
-
Слышал, что желательно держать пост в определенные дни недели. Так ли это? И какие это дни?
Соблюдение поста является желательным в...
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
Почему ислам - легкая религия?
Насколько все в жизни просто и логично, когда человек обращается к Корану. Когда осознает, что все, что делает его жизнь сложной и не дает ему покоя, уже разъяснено Аллахом в Священной Книге, и не нужно искать ответы и ломать себе голову, нужно только следовать тому, что предписал для нас лучшим Тот, кто его создал.
-
15 фактов о покрывале Каабы, которых вы могли не знать
Кисва – это покрывало, которым покрывают Священную Каабу в Мекке. Ее меняют ежегодно накануне хаджа, после окончания которого, ее разрезают на кусочки и раздают мусульманам...
-
Дуа, совершаемые во время земного поклона
Во время земного поклона может делать разные дуа. В хадисах сказано, что во время совершения земного поклона Пророк (мир ему) совершал разные дуа-поминания Всевышнего.
-
В каких случаях намаз точно не будет принят?
В одном из хадисов говорится: «Аллах не примет ни одного действия, которое было...
-
Пост в любой из этих дней равен посту в течение целого года
В риваятах сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проводил в посте первые девять дней месяца Зульхиджа (Абу Давуд, Саум, 62), поэтому соблюдение поста в течение девяти дней предшествующих празднику Курбан-байрам, является мустахабом. Десятый день месяца Зульхиджа, является первым днем праздника Курбан-байрам, а в дни праздника пост не соблюдается (Бухари, Саум, 66; Абу Давуд, Саум, 48). В день праздника лучше всего ничего не есть с утра, чтобы первой пищей в этот день стало мясо жертвенного животного.